Облачный сервис Microsoft 365 покидает российский корпоративный рынок
Компания Microsoft в понедельник 2 сентября ограничила доступ к корпоративным облачным подпискам на Microsoft 365 (ранее Office 365) для российских юридических лиц. Это решение касается всех типов лицензий, как приобретенных напрямую у Microsoft, так и через поставщиков решений, которые продавали облачные сервисы Microsoft в России.
Ограничения не коснутся автономных пакетов Microsoft Office, установленных на ПК, и международных компаний, принадлежащих иностранным юридическим лицам или контролируемых ими. Частных российских пользователей ограничения, введенные Microsoft, также не затронут. Они смогут и далее использовать свои подписки на Microsoft 365 и Office 365, если найдут возможность их оплачивать
Уже оплаченные подписки на Microsoft 365 и Office 365 для российских юридических лиц будут действовать до окончания оплаченного периода
После этого продлить их будет невозможно. Корпоративным пользователям потребуется создать резервные копии всех данных, чтобы избежать потери информации. После истечения срока действия подписки Microsoft будет хранить данные в течение 90 дней. Затем они будут удалены, и восстановить их станет невозможно.
Microsoft 365 - семейство облачных продуктов, куда входит почта Outlook.com, облачное хранилище OneDrive, софт для совместной Microsoft Teams, а также офисные пакеты Word, Excel, PowerPoint. Microsoft приняла решение ограничить доступ к своим облачным подпискам для российских юридических лиц в связи с ужесточением санкционной политики США и Европейского Союза. Эти санкции запрещают поставку облачного программного обеспечения компаниям и организациям, зарегистрированным в России.
Сегодня ряд российских компаний предлагают различные варианты замены Microsoft 365. Это "Яндекс 360", VK Workspace, True Conf - решение для видеоконференций и совместной работы, "Р7-Офис", включающий текстовый редактор, таблицы, презентации и почтовый клиент, а также пакет приложений "МойОфис", предоставляющий почту и облачные офисные приложения для работы с документами, таблицами и презентациям. Это лишь небольшой перечень офисных программ, предлагаемых российским разработчиками.
Уход с российского корпоративного рынка такого крупного игрока, как Microsoft, меняет ситуацию на российском рынке облачного офисного ПО. В "МойОфис" отмечают положительную динамику по переходу российских компаний на продукты и услуги компании на протяжении всей первой половины 2024 года. По сравнению с первым полугодием 2023 года объем закупок уже увеличился на 66%, причем рост продаж продемонстрировали все сегменты - крупные предприятия, государственные организации, региональный, малый и средний бизнес. Недоступность Microsoft 365 может подстегнуть это процесс.
Генеральный директор компании Вячеслав Закоржевский считает, что российские офисные продукты способны полностью заменить иностранное ПО. "Любой из наших продуктов подходит не только для замены иностранного программного обеспечения, но и для повышения продуктивности сотрудников. Мы предлагаем не просто настольные редакторы документов, но серверные продукты, в том числе, почтовые решения и цифровое рабочее пространство. Как вендор мы отмечаем повышенный спрос на облачный офис и почту и видим рост консолидации корпоративных IT-инфраструктур", - говорит Закоржевский.
Впрочем, не все представители бизнеса уверены, что российский офисный и облачный софт прямо сейчас может безболезненно занять место Microsoft 365
"Думаю, понадобится еще год, чтобы отечественные офисные пакеты стали окончательно удобны, хотя и сейчас Р7 и прочее офисное ПО - вполне жизнеспособные продукты", - говорит генеральный директор CorpSoft24 Константин Рензяев.
Эксперты также отмечают риск того, что российские компании начнут более активно использовать контрафактные офисные программы Microsoft вместо того, чтобы приобретать лицензионные российские решения.
"В 90-е годы Microsoft именно так и "подсадил" российских пользователей на Windows и MS Office. Они не особо боролись с нелицензионными версиями и таким образом способствовали распространению продуктов на рынке. Сейчас, чтобы не потерять российскую аудиторию, Microsoft может поступить точно так же. Деньги за свои "облачные" продукты они брать не смогут, но при этом будут как-то изыскивать возможности, чтобы пользователи продолжали использовать их продукцию и не переходили на Linux и альтернативные офисные пакеты", - опасается генеральный директор облачного провайдера Nubes (НУБЕС) Василий Степаненко.
По мнению вице-президента ГК Softline Андрей Благоразумова, организации, которые имеют государственное участие или статус критической информационной инфраструктуры, учитывая требования законодательства и задачи, которые перед ними стоят, скорее всего, будут выбирать российский софт.
"Но есть и второй путь - продолжать использовать продукты Microsoft в автономном режиме, когда софт устанавливается непосредственно на персональные компьютеры и серверы организации, без необходимости подключения к облачным сервисам. К таким решениям склонны отдельные коммерческие компании, предпочитающие продолжать использовать продукты Microsoft, несмотря на риски, связанные с этим", - отмечает Благоразумов.