Войти в почту

Число проверок бизнеса снизилось до исторического минимума

К 2025 году завершится переход от временных ограничений на проверки бизнеса к их проведению по индикаторам риска. То есть контролирующие органы будут оценивать только защиту от потенциальной опасности, которая возникает на конкретном предприятии. Информация об этом станет общедоступной. Более того, в Минэкономразвития РФ предложили создать публичный рейтинг защищенности бизнеса. Предполагается, что он поможет потребителям выбрать, например, где можно поесть и не отравиться. А риск-ориентированный подход к проверкам планируют распространить и на муниципальные виды контроля.

Число проверок бизнеса снизилось до исторического минимума
© Российская Газета

Реформу контрольно-надзорной деятельности, которая идет в последние годы, чиновники и предприниматели оценивают как успешную. Число проверок достигло исторического минимума. Но при этом важно не снижать уровень безопасности услуг для жизни и здоровья потребителей, отмечают эксперты. Индикаторы риска помогают сделать контроль более эффективным. По статистике, 85 процентов проверок по таким параметрам подтверждает наличие нарушений. А при классическом тотальном контроле - только половина.

Больше всего рисков насчитывается в области пожарной безопасности. Один из главных - закрытые эвакуационные выходы.

- Как показывает практика расследования резонансных сложных пожаров, именно блокирование путей эвакуации или их отсутствие приводит к гибели людей, - подчеркнул представитель МЧС Сергей Воронов при обсуждении темы на площадке СФ. - Поэтому на объектах защиты устанавливаются системы видеофиксации, которые покажут состояние этих выходов. Другая проблема - не все системы противопожарной защиты выводятся в автоматическом режиме на оперативные подразделения. Мы сейчас пытаемся это исправить.

Но даже там, где риски особенно высоки, бизнесу идут навстречу, считает первый вице-президент общероссийской организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Марина Блудян. В частности, надзорный орган стал учитывать добровольное страхование пожарных рисков.

- Если предприниматель пошел на это - значит, он проверен еще и страховой компанией. И тогда МЧС со своей стороны понижает для него категорию риска. В этом заключается революционный характер реформы: впервые оценивается добросовестность подконтрольных лиц. Число индикаторов риска постоянно увеличивается - казалось бы, возникает больше поводов для проверок. Но это не так. Прийти к предпринимателю можно только в том случае, если сработает конкретная "лампочка", и проверять будут только ее. Это, наоборот, снижает нагрузку на бизнес, - пояснила Марина Блудян.

Затратные проверки все чаще заменяют профилактические визиты: их доля в контроле достигла уже 30 процентов. По данным Минэкономразвития РФ, больше всего они востребованы в сферах образования и розничной торговли. А вместо штрафов собираются ввести соглашения об устранении нарушений.

В профильном министерстве также считают перспективной публичную оценку бизнеса. По итогам проверки или профилактического визита ему будет присваиваться некий индекс - значение его уровня защищенности. Это могут быть звезды, как у отелей, или буквенные обозначения. По ним потребитель будет понимать, что предприятие проверено и оценено. А для самого бизнеса это станет сигналом: если он получил "двойку", вряд ли стоит рассчитывать на приток клиентов. Такая система хорошо вписывается в информационное общество и работает во многих странах. В России пилотные проекты собираются запустить уже в этом году.

Уменьшая число проверок, важно не снижать уровень безопасности услуг для потребителей

Тем временем по результатам контрольно-надзорной деятельности формируется рейтинг регионов. На уровне субъектов РФ, как правило, преобладает строительный надзор, контроль за управлением многоквартирными домами и в области охраны культурного наследия. В СЗФО по эффективности проверок лидируют Санкт-Петербург, Вологодская и Калининградская области. Важно, что эти показатели будут синхронизировать с национальным инвестиционным рейтингом.

В топ-3 потенциальных нарушений на уровне регионального контроля входит использование земельных участков не по назначению, несоблюдение требований к розничной продаже алкоголя и непредоставление сведений образовательными организациями. В муниципалитетах в число самых распространенных рисков входят сосульки на крышах.

Но при всей успешности реформы то и дело появляются сообщения о массовых отравлениях в точках общепита и других инцидентах. Слабым звеном остается безопасность пищевой продукции. Представитель Россельхознадзора Ольга Захарова привела пример: производитель смог задекларировать зерно, которое не прошло обязательную проверку на пестициды. Причина - предприниматели вправе регистрировать декларации на основе испытаний, проведенных в неаккредитованных лабораториях.

Технический регламент Таможенного союза о качестве и безопасности пищевых продуктов предусматривает добровольное декларирование компаниями качества продукции, отмечают в СФ. В результате у трети бутылок питьевой воды, проверенной в рамках парламентского контроля, декларации не соответствовали требованиям. А в яблоках и той же зерновой продукции обнаружились пестициды. Поэтому о стопроцентной эффективности контроля и надзора говорить пока рано.

Представители бизнеса также считают, что в этой области еще есть к чему стремиться. В частности, важно не только количество, но и качество индикаторов риска, полагают в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Они должны реально отражать опасность для потребителя, а не выбираться по формальному признаку. Для этого надо привлекать бизнес к обсуждению таких показателей, но порой профильные ведомства принимают их кулуарно, подчеркивают предприниматели.

Тем временем

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который фиксирует переход на риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности. Он также распространяет эту реформу на муниципальный уровень. Для муниципалитетов разработают типовые индикаторы риска.