Венгерская MOL ищет решение для поставки нефти от «Лукойла»

Венгерская нефтекомпания MOL обсуждает решения для поставки нефти от «Лукойла». Об этом пишет Bloomberg со ссылкой на главу администрации премьер-министра Венгрии Гергея Гуйяша. При этом не уточняется, с кем именно велись переговоры. Соглашения могут подписать уже в начале осени. Таким образом, MOL придется нести риск на российско-украинской границе. Транспортировка нефти при этом может стать более дорогой, но в компании к этому готовы.

Венгерская MOL ищет решение для поставки нефти от «Лукойла»
© BFM.RU

В июне Киев расширил санкции против «Лукойла», фактически это остановило отправку нефти компании по нефтепроводу «Дружба». Как оценить предложение венгерской MOL? Говорит директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов:

Алексей Громов директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов «Венгрия ищет любую возможность для сохранения транзита, потому что он критически важен для устойчивости экономики. Данный вариант выглядит реалистичным, думаю, что особых проблем с тем, что мы выступим против такого решения или выступит против другая сторона, не возникнет, потому что Россия заинтересована в сохранении поставок. Мы знаем, что эта проблема была нам, по сути, навязана украинской стороной, и с Венгрией у нас добрососедские отношения даже в условиях текущей напряженной геополитической ситуации, думаю, что это нормальный вариант, который может рассматриваться как способ преодоления возникших сложностей, поскольку Венгрия фактически месяц находится без достаточного обеспечения российской нефтью».

Выбирать варианты Венгрии особо не приходится, и даже переплата за транзит оправдывает затраты на доставку нефти, считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета «Вопрос для компании MOL стоит ребром, у них не хватает нефти для полноценного функционирования нефтеперерабатывающих заводов, причем как в Венгрии, так и в Словакии, поэтому альтернативные варианты закупки нефти заведомо более дорогие. Хотя отдельные остроумные люди, включая представителей брюссельской демократии, и говорят, что у вас же есть вариант, вы можете через хорватские порты закупать, но на самом деле сейчас стоимость доставки из хорватского порта до НПЗ, принадлежащих MOL, настолько высока, что вся экономика там убивается. В этом плане сегодня у MOL нет вменяемых с точки зрения экономики альтернатив. Они ищут варианты решения ситуации с транзитом через Украину, тем более что южная ветка специально была выведена из-под санкций именно из-за безальтернативности этой ситуации. На самом деле решение было мотивировано именно отсутствием вменяемых возможностей замены этого пути. Не думаю, что высоки непосредственно военные риски, труба функционирует, вполне может и дальше функционировать. Поэтому главный риск с Украиной заключается именно в поведении самой Украины, как мы видим, Украина взяла и ввела санкции против «Лукойла», тоже очень странное решение. Есть государственная компания «Роснефть», которая поставляет нефть через южную ветку «Дружбы», но она продолжает это делать, то есть против государственной компании санкции не вводятся, а против частных компаний они введены, в чем мотивация, абсолютно не ясно, и Украина так и не объяснила венгерской стороне природу такого рода санкционных действий».

Ранее руководитель канцелярии венгерского премьера Гергели Гуйяш заявил, что Киев шантажирует Венгрию и Словакию прекращением транзита нефти из России из-за их позиции по кризису на Украине. По его словам, если не решить ситуацию с поставками, возникнет нехватка топлива, и решение нужно найти к сентябрю.