Фотографии товаров на маркетплейсах могут лишить авторского права
Если снимок содержит только «информацию об объекте съемки», то авторское право на него можно оспорить. Такие рекомендации дали в Научно-консультативном совете при суде по интеллектуальным правам.
В редакцию Business FM поступало уже несколько жалоб от продавцов на регулярные претензии из-за фотографий товара. На рынке растет число компаний, которые определяют нарушение авторского права в автоматическом режиме. Карточки товаров анализируют специальные программы, и, если находят похожие, нарушителю может прийти иск. Оспорить это в суде крайне сложно, и часто продавцы идут на мировое соглашение — стоит оно в районе 10-20 тысяч рублей. А потом это становится рутиной: претензии приходят одна за другой, и не всегда продавец при этом признает свою вину. Компании же, которые занимаются выявлением нарушений, кратно наращивают прибыль.
Теоретически после новых рекомендаций эта практика может подойти к концу. В отрасли возможен разворот на 180 градусов, считает юрист по интеллектуальной собственности Владимир Рыбин:
Владимир Рыбин юрист по интеллектуальной собственности «Если до этого всегда и при любых обстоятельствах с совершенно невероятными исключениями резюмировалось, что любая фотография имеет творческий характер, теперь это не так. Мне кажется, что в этом есть что-то несправедливое. Нарушен коммерческий интерес правообладателей в широком смысле — как авторов, так и тех, кто у авторов покупает результаты их работ. Это несколько социалистический подход, что обществу нужнее. Фотографам в этой ситуации, видимо, придется доходить до Верховного суда и требовать, чтобы применялись предыдущие подходы, тем более что Верховный суд, который выше консультативного совета, ранее высказывался, что он признает презумпцию творческого характера произведения».
На сторону продавца — правообладателя фото часто становятся сами маркетплейсы, указывает рекламный фотограф Дмитрий Соболев. Он не переживает из-за того, что «творческую составляющую» на картинке теперь придется доказывать, ведь зачастую фото для карточки товара и так стараются сделать как можно более запоминающимся, то есть не шаблонным.
Дмитрий Соболев рекламный фотограф «Частенько те же заказчики для маркетплейсов хотят выделиться карточками среди списка однотипных товаров. И в таких съемках мы используем какой-либо декор, стилистическое оформление, руки людей, дополнительные элементы, цветные интерьерные фоны. Надо тогда, наверное, воспринимать эту историю уже не только как информацию об объекте съемки, но еще и как творческую композицию. В таком случае, видимо, фотографы и заказчики имеют право обжаловать в суде эту историю. Что касается маркетплейсов, они в таких ситуациях всегда на стороне обиженного человека. То есть стоит ему только подать какую-то заявку, сразу конкуренты, которые украли чужие фотографии, вылетают».
Дмитрий рассказал, что с ним уже связывались те самые компании — защитники авторского права, на которые Business FM жаловались продавцы. С авторов фото они берут комиссию в районе 50-70%. Редакция радиостанции также решила пообщаться с подобной компанией и узнать, как новая судебная практика повлияет на ее бизнес. Директор юридической компании «Правое дело» Александр Чумаков считает, что никак. И объясняет, для чего нужны массовые претензии.
Александр Чумаков директор юридической компании «Правое дело» «Фотография обладает объективной ценностью по той простой причине, что из великого множества фотографий, находящихся в интернете, нарушитель выбрал именно эту. Он своим выбором доказывает ценность этой фотографии, а значит, ее творческий вклад. У нас есть фотографы, которые снимают какие-то простые изделия, фотографии цветов например. У нас есть фотограф, который снимал их для интернет-магазина супруги. У него очень много цветов. Эти цветы часто заимствуют продавцы семян. И по его фотографиям чаще всего мы взыскиваем как раз 10 тысяч, потому что фотографии очень простые. Есть заслуженный, премированный фотограф National Geographic, и мы по нему взыскиваем в среднем 100 тысяч, потому что у него объективно виден творческий вклад, и это влияет на размер компенсации. Мы массово подаем иски не потому, что мы злодеи, а потому, что рынок устроен так, что потребитель этого контента очень часто массово нарушает права авторов. По этой же логике, если так часто выписывают штрафы за ПДД, давайте уберем камеры».
По мнению Александра, рекомендации для судов в любом случае ниже норм Гражданского кодекса, который защищает авторское право. Осталось узнать, как сложится практика.