WSJ: у ряда стартапов по производству зеленых альтернатив нефти проблемы
«Стартапы по производству «чистого» топлива должны были стать новым прорывом, а теперь они рушатся», — пессимистично описывает ситуацию The Wall Street Journal. Газета называет зеленые инициативы западных гигантов и независимые проекты в этой области «ямами для денег», чьи плачевные результаты ставят под угрозу экологический переход Запада, и приводит несколько примеров.
В частности, проект United Airlines по переработке мусора в топливо, «видимо», прекратил работу. Другой стартап, заручившийся поддержкой Airbus и General Electric, обанкротился. А Chevron и ряд других нефтяных компаний сократили свои инициативы по производству топлива из отработанного масла и растительных материалов.
Положение рынка оценивает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «По всей видимости, мы наблюдаем в какой-то степени охлаждение интереса ко всей номенклатуре тех технологий, которые предлагались в качестве отказа от ископаемых источников энергии. То есть назывались и водород, и биотопливо, и топливные элементы, и много чего еще. И внутри этих подразделений были свои подгруппы. Сейчас мы видим, что, с одной стороны, есть некое охлаждение с точки зрения того, что стало понятно, насколько будет сложно отказаться хотя бы частично от ископаемых источников энергии. И на этом фоне происходит еще и естественный отбор внутри альтернативных источников энергии. Если раньше говорили, что у всего будет прекрасное будущее, теперь мы видим тот самый естественный отбор, когда инвестиции начинают уходить из довольно фантастических проектов к наиболее приземленным, к наиболее удачным. Например, топливные элементы: сейчас на дорогах мы не видим этих автомобилей. Но при этом выстрелили обычные электрокары. Поэтому электрокары фактически отнимают инвестиции у других направлений, таких как топливные элементы, водород, биотопливо».
Версия о том, что зеленое топливо откладывается в долгий ящик просто за ненадобностью, потому что в моде электричество, косвенно подтверждается статистикой выработки. В Евросоюзе ветряная генерация почти сравнялась с мощностью угольных электростанций, а солнце уже обогнало нефтяную генерацию. При этом нельзя сказать, что биотопливо вообще не находит для себя подходящие ниши. Продолжает экономист Сергей Хестанов:
Сергей Хестанов экономист «Существуют регионы, где биотопливо вполне успешно существует и достаточно распространено без всяких стартапов. Из широко известных это Латинская Америка и биоэтанол. По сути, это утилизация отходов производства этилового спирта и сахарного тростника. Что касается современных стартапов, которые пытались так или иначе изготовить зеленое топливо, пригодное для использования в традиционных двигателях, совсем не факт, что без соответствующих субсидий подобная задача вообще имеет экономически оправданное решение. Весьма вероятно, что для реализации идеи сокращения выбросов СО2 потребуются не попытки синтезировать некое зеленое топливо для традиционных двигателей, а использование двигателей, которые априори не подразумевают выбросов CO2. Если вспомнить историю развития любой новой отрасли, яркий пример — IT-отрасль, эпоха краха доткомов. Тогда тоже был массовый энтузиазм, было создано множество предприятий, и после краха доткомов на плаву остались буквально единицы. Но их опыт был учтен, и те предприятия, которые были созданы позже, уже добились успеха. Если еще глубже заглянуть в прошлое, нечто подобное было в автомобилестроении: как много было автомобильных марок в начале XX века и как мало концернов осталось сейчас. Поэтому то, что происходит сейчас со стартапами в области производства зеленого топлива, совершенно нормально».
Как бы там ни было, несмотря на сворачивание пусть даже крупных стартапов, в целом по миру рынок «чистого» топлива продолжает расти. По подсчетам Statista, за последние десять лет глобальное потребление биотоплива выросло в полтора раза. Для сравнения: глобальная выработка нефти и нефтепродуктов за тот же период выросла менее чем на 10% в электрическом эквиваленте, однако о стагнации и тем более скором закате нефтяной индустрии говорить не приходится.