Войти в почту

Проблему трансграничных платежей компании решают с помощью фиктивных долгов

В России вновь распространилась схема вывода денег за рубеж с помощью судебных решений, пишет Forbes со ссылкой на источники в юридических компаниях. Иностранное юрлицо подает иск против российской организации и требует взыскать крупную задолженность, которой в действительности нет. Затем по решению суда (исполнительному листу) средства отправляются на счет «кредитора» за рубеж.

Проблему трансграничных платежей компании решают с помощью фиктивных долгов
© Frank Media

По словам управляющего партнера AVG Legal Алексея Гавришева, сейчас эту схему стали часто использовать как способ перевода денег, в том числе в «недружественные» страны. Ее используют, чтобы преодолеть спецмеры: подменить разрешение регулятора на операцию судебным актом, добавил директор, руководитель практики валютного и AML-комплаенса Kept Антон Руднев. Бизнес также пытается таким способом проводить международные платежи, преодолевать последствия санкционного давления, рассказал партнер Novator Legal Group Илья Сорокин.

Такая практика активно применялась в 1990-е, отметил управляющий партнер адвокатской группы «Ватаманюк&Партнеры» Владислав Ватаманюк. Иностранная организация обращается в арбитражный суд на основании формально составленных документов по гражданско-правовому договору — акта приема-передачи товара или денежных средств. При этом российский ответчик обычно иск не оспаривает и не появляется в суде. Получив нужное судебное решение или заключив мировое соглашение, истец требует от банка или судебного пристава принудительно исполнить судебный акт. С момента обращения в суд до исполнения судебного акта может проходить от полугода до года, сказал Ватаманюк. Этот срок может увеличиться вдвое, когда судебный акт нужно признать и привести в исполнение в иностранной юрисдикции, заметил он.

По словам Сорокина, точно оценить, насколько масштабно применяется схема, достаточно сложно. Известны отдельные случаи, когда суды отказывались взыскивать задолженность, сочтя ее фиктивной. Например, в Санкт-Петербурге суд не утвердил мировое соглашение между эстонской компанией Paulson Import Export и российским ООО «Талер», рассказал адвокат юридической фирмы «ЮСТ» Александр Сорокопуд. Согласно выводу суда, подача иска, формальные возражения ответчика во время процесса и фактическое полное признание им задолженности «не является результатом примирения, а свидетельствует о создании видимости хозяйственного спора с целью вывода денежных средств за рубеж».

В июле 2020 года Верховный суд (ВС) выпустил обзор судебной практики, который был посвящен противодействию незаконным финансовым операциям, напомнил партнер юрфирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Антон Помазан. ВС указал, что судам стоит оценивать фактические обстоятельства дела и, в частности, отказываться взыскивать задолженность по мнимым и притворным сделкам. Например, по договору займа суд может попросить кредитора предоставить доказательства, что у него достаточно денежных средств для передачи суммы, указанной в договоре, объяснил Ватаманюк.