Войти в почту

Супермаркеты в США могут начать менять ценники в зависимости от доходов покупателей

Тревоги по поводу превращения американского ретейла то ли в коммунистическую, то ли в ультракапиталистическую антиутопию вызвали планы компании Kroger. Крупнейшая по выручке сеть супермаркетов в США начала переход на электронные ценники еще в 2018 году, и сегодня компания может в мгновение ока менять цены в 500 супермаркетах по всей стране. Сама сеть настаивает, что система Kroger Edge помогает покупателям: на электронных ценниках могут появляться уведомления об акциях или скидках.

Супермаркеты в США могут начать менять ценники в зависимости от доходов покупателей
© BFM.RU

Теперь же группа сенаторов во главе с демократом Элизабет Уоррен высказалась об опасности технологии. Во-первых, система Kroger позволяет искусственно завышать цены на желанные товары. Во-вторых, ничто не мешает сети в реальном времени корректировать цены в соответствии с тем, кто совершает покупку.

Рассказывает в эфире NewsNation эксперт по ретейлу Фил Лемперт:

«К примеру, в жаркий летний день может повыситься цена на арбузы, а при похолодании — снизиться. Сеть справедливо указывает, что электронные ценники снижают расходы: работникам супермаркетов не нужно ходить и постоянно заменять бумажки. Но другая сторона медали, которая встревожила членов Конгресса США, — это возможность злоупотребления. У сети Kroger есть система EDGE, разработанная совместно с Microsoft, и компания рассматривает возможность установки камер в точках продаж, которые смогут считывать информацию о покупателях. Например, система сможет идентифицировать меня как возрастного белого мужчину и показать одну цену, а для женщин, чьи доходы в среднем ниже мужских, ценники будут другими. Для потребителей это не самые хорошие новости. Сеть может сколько угодно обещать, что они не будут завышать цены и все такое, но когда эта система появится на торговых точках — кто там все это разберет».

С другой стороны, хотя опасения по поводу хищнических практик крупного бизнеса имеют право на жизнь, на цифровых площадках динамическое ценообразование уже стало нормой. Например, цены на авиабилеты или такси растут и падают в зависимости от наплыва желающих, и никто этому не удивляется. К онлайн-торговле применим и аргумент о рисках ценовой дискриминации: ничто не мешает агрегаторам и маркетплейсам собирать данные о покупателях и подкручивать цены, когда человек может себе это позволить.

Своими оценками делится гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров:

Михаил Бурмистров генеральный директор «Infoline-аналитики» «Сложный вопрос. Я, честно говоря, не очень понял, что тут такого уникально динамического, потому что по большому счету это не особо чем-то отличается от того, что делают другие компании. Единственный момент, который действительно справедливо может вызывать какие-то опасения, — есть ли какое-то индивидуальное ценообразование в зале, но на самом деле в этом проблем нет. На электронном ценнике цена может меняться десять раз в день. В онлайне давно такая же ситуация — все цены динамично меняются, здесь та же самая история. И в России произойдет переход на электронные ценники в определенный момент. Другой вопрос, что, конечно, в первую очередь перейдут крупные сети. Сейчас лидером в этом плане является «Перекресток». Он сделал самое большое внедрение — установил 2 млн электронных ценников. Тренд будет именно такой. Могут формироваться элементы дискомфорта для покупателя, связанные с тем, что он увидел цену на полке, а пока он шел на кассу, цена уже изменилась. Я думаю, что ретейлеры найдут решение, как потребителя не обидеть».

Американские сенаторы направили Kroger запрос о раскрытии информации о системе ценового образования. Как говорится в письме, завышение цен в период высокой инфляции «возмутительно». Ответа со стороны сети пока не поступило, а электронные ценники уже функционируют в каждом пятом супермаркете Kroger.