Электросамокаты: от свободы передвижения к регулируемому транспорту
Алексей Тузов - Независимый эксперт транспортной отрасли . В последние годы электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности (СИМ) стали неотъемлемой частью городского ландшафта. Однако вместе с их популярностью растет и число инцидентов, связанных с их использованием. Наталья Селиверстова / РИА Новости 2024 год ознаменовался ужесточением контроля за пользователями СИМ. Введены новые штрафы и ограничения, призванные повысить безопасность пешеходов и других участников движения. Эти меры, безусловно, улучшат культуру использования электросамокатов и снизят количество ДТП с их участием. Однако новые правила могут привести к снижению популярности СИМ как альтернативного вида транспорта и увеличению финансовой нагрузки на пользователей. Одно из ключевых нововведений — возможное внедрение тестов для пользователей СИМ. Эти тесты могут включать проверку знаний ПДД и навыков управления, что потенциально повысит безопасность, но усложнит доступ к использованию этого вида транспорта. Такой подход может стать золотой серединой между полной свободой и чрезмерными ограничениями. Говоря о западном опыте регулирования СИМ, можно привести в пример Германию, Францию и Италию, где правила использования электросамокатов четко регламентированы. В этих странах максимальная скорость ограничена 20–25 км/ч, а в пешеходных зонах — до 6 км/ч. Также есть строгие требования к оснащению: фонари, звуковой сигнал, светоотражатели, тормозная система. Важно отметить, что ответственность за ДТП с участием СИМ в этих странах приравнивается к происшествиям с моторизованными средствами, что значительно повышает ответственность пользователей. Несмотря на ужесточение правил, рынок самокат-шеринга в России продолжает активно развиваться. Важно обратить внимание на успешное IPO сервиса аренды электросамокатов Whoosh, состоявшееся 14 декабря 2022 года на Московской бирже. Цена размещения составила 185 рублей за акцию, а капитализация компании достигла 20,6 млрд рублей. Было привлечено 2,3 млрд рублей, причем более 20 000 частных инвесторов стали акционерами. Этот факт свидетельствует о высоком интересе инвесторов к данному сегменту рынка. Доходы операторов самокат-шеринга также демонстрируют впечатляющий рост. Например, финансовые показатели крупного игрока рынка: в 2023 году выручка достигла 10,7 млрд рублей, увеличившись на 67% по сравнению с 6,4 млрд рублей в 2022 году. Этот рост обусловлен несколькими ключевыми факторами: количество поездок выросло на 87%, достигнув 103,9 млн, среднее количество поездок увеличилось на 34%, а география присутствия расширилась с 40 до 55 городов. Такие показатели свидетельствуют о растущем спросе на услуги кикшеринга среди россиян. Компании продолжают наращивать клиентскую базу и количество поездок, что позволяет им инвестировать в расширение бизнеса и развивать стратегические проекты. Однако вместе с ростом доходов растет и долговая нагрузка операторов. По итогам 2023 года чистый долг одного из крупнейших игроков составил 8,5 млрд рублей против 3,5 млрд рублей годом ранее. Это связано с активным инвестированием в расширение бизнеса и развитие стратегических проектов. Российский рынок кикшеринга имеет большой потенциал роста. К 2026 году он может вырасти в 3 раза — до 39,5 млрд рублей. Крупные игроки, занимающие значительную долю рынка, больше всех выиграют от меняющихся условий и значительно улучшат ключевые метрики. Важно подчеркнуть, что рынок СИМ и самокат-шеринга находится на переломном этапе. С одной стороны, мы видим усиление регулирования и повышение требований к безопасности. С другой — продолжающийся рост рынка и интерес инвесторов. Ключевым фактором успеха в ближайшие годы станет способность операторов найти баланс между соблюдением новых правил и сохранением привлекательности сервиса для пользователей. Таким образом, несмотря на ужесточение правил, рынок самокат-шеринга в России продолжает демонстрировать высокие темпы роста. Однако операторам предстоит решить ряд серьезных задач, связанных с обеспечением безопасности пользователей и соблюдением новых регуляторных требований. От того, насколько успешно они справятся с этими вызовами, будет зависеть дальнейшее развитие отрасли и ее место в транспортной системе российских городов. Возможны два сценария развития событий. В случае введения жестких ограничений, аналогичных европейским, рынок может столкнуться с серьезным падением спроса, что приведет к снижению выручки операторов и потере интереса инвесторов. Вместо прогнозируемого трехкратного роста к 2026 году это может привести к стагнации или даже к сокращению рынка. С другой стороны, если операторы сумеют адаптироваться к новым условиям, инвестируя в безопасность и обучение пользователей, рынок продолжит расти, хотя и более умеренными темпами. Это позволит сохранить доверие регуляторов и интерес инвесторов, обеспечивая дальнейшее развитие отрасли. Итоговый результат будет зависеть от способности игроков рынка найти оптимальный баланс между регуляторными требованиями и потребностями пользователей.