Войти в почту

Разрушит ли незаменимая бытовая техника озоновый слой планеты

8 августа 1899 года американец Альберт Маршалл первым в мире запатентовал бытовой холодильник. Всего за 125 лет он превратился в самый важный домашний прибор, который сохраняет свежесть продуктов и тем самым — здоровье человека. В квартирах россиян сегодня работают 62 миллиона холодильников. Идя в ногу с цифровой эпохой, они «умнеют» и берут на себя дополнительные задачи — от самодиагностики, контроля за сроками годности продуктов и их заказа до включения музыки и просмотра сайтов.

Разрушит ли незаменимая бытовая техника озоновый слой планеты
© Парламентская газета

Совершенное средство хранения

На заре своего существования человечество опытным путем пришло к выводу, что холод является одним из совершенных способов длительного хранения запасов провизии. Позже наука объяснила: чем ниже температура, тем медленнее скорость размножения бактерий и других микроорганизмов. Древние римляне охлаждали продукты льдом горных ледников. На Руси рыли погреба-ле́дники. Энциклопедия XVI века «Домострой» подробно объясняла, как их применять.

Промышленная революция в Европе подтолкнула пытливые умы к разработке технологии искусственного охлаждения. Нужно было найти эффективный, экономичный и нетоксичный хладагент — жидкое или газообразное вещество, которое в процессе испарения и конденсации заменяет теплый воздух холодным.

В 1748 году ученый из Глазго Уильям Каллен провел эксперимент с использованием в качестве хладагента диэтилового эфира. Дальше опытной установки дело не пошло. В XIX веке возник летний бум на натуральный лед, особенно на пивоварнях, где варили светлое пиво. Он усилил коммерческую потребность в холоде.

Французский инженер Фердинанд Карре в 1860 году создал машину, применив жидкий и твердый абсорбент. Два года спустя его немецкий коллега Карл фон Линде на Всемирной выставке в Лондоне показал устройство для получения льда на основе нагревания жидкого аммиака. И наконец, инженер из Франции Шарль Телье в 1885 году предложил парокомпрессионный холодильник — самый распространенный сегодня тип охлаждающего устройства.

Первые ледники на колесах появились в России в 1862 году: в вагонах с «карманами» для льда или смеси льда с солью перевозили мясо, рыбу, потом пиво, сыр, масло и другую скоропортящуюся продукцию. Запасы льда пополняли из хранилищ, расположенных по маршруту следования. При водных транспортировках использовались пароходы-рефрижераторы.

Нынешним читателям Пушкина невдомек, мимо каких «синих, иссеченных льдов» спешил Евгений Онегин для объяснения к Татьяне. Речь шла о невском льде, который, как и на тысячах других российских рек, иссекали, выпиливали и вырубали «кабанами» — большими параллелепипедами для продажи потребителям в качестве средства хранения домашних припасов. Льдодобывающие артели в XIX веке действовали в крупных городах всего мира. В США на ледяном бизнесе делались огромные состояния.

Душа крестьянской избы — печь, городской квартиры — холодильник

В России производство и продажу «комнатных ледников» открыло в 1901 году «Первое Московское ледовничество» Адольфа Кренцина. Несколькими годами позже заработало «Первое Санкт-Петербургское ледовничество» Карла Кренцина. Предприятия выпускали деревянные шкафы с чугунными полками и запасом льда, которые поддерживали температуру +7 градусов.

Промышленное приручение холода произошло лишь в первой трети ХХ века. Компания General Electric приобрела в 1927 году патент на изобретение датчанина Кристиана Стинструпа и выпустила массовой серией холодильник для дома Monitor-Top, работавший бесшумно и не на токсичном хладагенте, хотя современные инженеры полагают, что им был все же аммиак. За короткий срок раскупили более миллиона холодильников, хотя они стоили вдвое дороже автомобиля «Форд».

Массовое производство быстро понизило элитарный статус «помощника хозяйки», как его именовали рекламодатели. В СССР опытный выпуск мини-фабрик холода начался в 1937 году, когда Харьковский тракторный завод освоил первую партию бытовых компрессионных холодильников — ХТЗ-120.

Толчком стала поездка в 1936 году Анастаса Микояна в США, где нарком советского пищепрома познакомился с передовыми холодильными технологиями. Он вспоминал, что к идее выпуска индивидуальных холодильников Сталин отнесся тогда скептически, полагая, что в нашей холодной стране можно обойтись без этих буржуазных излишеств. Массовое производство бытовых компрессионных холодильников началось лишь в 1949 году, когда Совмин СССР принял соответствующее постановление.

Пионерами стали Московский автозавод ЗИС (позже ЗИЛ), Саратовский авиазавод и Муромский завод имени Орджоникидзе. В 60-е годы в магазинах появились аппараты с морозильными отделениями — «Минск», «Орск», «Апшерон», «Ока», «Бирюса». В 1990 году обеспеченность холодильниками достигла 101 на 100 семей. Поставки за рубеж составили 1,088 миллиона штук, или 16 процентов от общего выпуска. Престижный аппарат «ЗИЛ-Москва» экспортировался в 50 с лишним стран.

Сегодня 75 процентов россиян живет в городах, а значит, в каждой квартире есть холодильник. Всего их в домохозяйствах 62 миллиона.

Тренды на встроенную и крупногабаритную технику

«Мы страна, насыщенная холодильниками. Поэтому на рынке доминирует спрос не на первую покупку, а замену аппарата на более усовершенствованный», — рассказал «Парламентской газете» директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов.

Есть два тренда, пояснил он. Первый — производство встраиваемой техники, широко используемой в домохозяйствах Европы и Америки. Интеграция холодильников в интерьер кухни набирает популярность и у нас благодаря широкому жилищному строительству.

На новоселье жители России обычно обновляют крупную бытовую технику. Цикл замены ее — раз в 9-19 лет, примерно такой же, как и в других странах. «Отличие в том, что мы чаще отвозим старый холодильник на дачу, в деревенский дом, в сарай, у кого есть, где он стоит как простой шкаф, а американцы сдают на утилизацию. Но тренд на экологичность набирает силу, — рассказал Гуськов. — Все чаще в пункты переработки поступает крупное бытовое оборудование, в котором немало ликвидных материалов для вторичного использования».

Другой тренд рынка — холодильники Side by Side, повышенного объема, которые в 1,5-2 раза больше стандартных. Они похожи на классический двухдверный шкаф. Такая модель пришла к нам из двухэтажной Америки, которая живет в собственных домах. Ее востребованность у россиян растет из-за увеличения площади кухни в стандартных российских квартирах.

Третьим трендом в перспективе может стать смарт-холодильник со встроенным компьютером, подключенным к интернету и с выведенным на дверцу экраном. Он, помимо хранения, берет на себя дополнительные опции, например, отслеживает пищевые привычки домочадцев, информирует о сроке хранения продуктов, заказывает их и так далее.

«Умные» холодильники с функцией Home Connect появились на рынке в XXI веке, но еще не нашли массового признания. Пока новый функционал прибора холода недостаточно мотивирует покупателя. «Если кто и приобретает эту экзотику, то скорее для прикола, — считает Гуськов. — Сейчас их скорее встретишь на выставках, чем в торговых залах».

Производители ждут поддержки

В 2023 году россияне купили 3,5 миллиона холодильников, из которых 2,94 миллиона, или 84 процента, произведены отечественными и международными компаниями на территории страны, по данным «Маркет Репорт».

Это лишь на один процент меньше, чем в предыдущем году, когда ряд зарубежных брендов покинули Россию. Несмотря на их уход, основные предприятия отрасли продолжают работать. В Санкт-Петербурге завод бытовой техники немецкого производителя Bosch перешел под управление «Газпром бытовые системы». Липецкий Indesit приобретен турецкой Arcelik. Еще один завод этой компании во Владимирской области выпускает холодильники марки Beko.

На российском рынке бытовых холодильников лидирует продукция из Китая, Турции, Белоруссии. Ее доля — 40 процентов. В онлайн-продажах первое место занимает Indesit — 16, белорусская Atlant и китайская Hier — по 9,8 процента.

Российские холодильщики расширяют свое присутствие на рынке. Их проблемы схожи с проблемами других производителей бытовой техники. Главная — импорт комплектующих и сложности с проведением платежей за компоненты, которые в России не делают. Здесь им нужна, по мнению специалистов, помощь государства. Их коллеги из КНР, оперирующие на российском рынке, пользуются поддержкой и субсидиями своего правительства.

За чуть более вековую историю отрасли искусственного холода сферы его применения сильно расширились. Он используется в АПК, торговле, пищевой, оборонной и космической промышленности, атомной и углеводородной тепло- и энергогенерации, фармацевтике, медицине, экологическом машиностроении и многих других видах деятельности, сказал «Парламентской газете» председатель правления Союза Россоюзхолодпром Юрий Дубровин.

Холодильная индустрия в РФ — это более 400 тысяч специалистов и около 3,5 тысячи машиностроительных, инжиниринговых, монтажных и сервисных компаний. Рынок производства холодильного, криогенного и климатического оборудования и связанных с ним услуг составляет около 450 миллиардов рублей.

Сектор искусственного охлаждения потребляет более 15 процентов используемой в стране электроэнергии (в мире — 17). Бытовая холодильная техника в этом объеме занимает 45 процентов. Пищепром и торговля продтоварами — одни из основных потребителей холодильного оборудования и систем холодоснабжения.

Природные хладагенты и компрессорный суверенитет

Создание максимально энергоэффективных источников охлаждения и переход на природные хладагенты, не разрушающие озоновый слой, как это предусмотрено Монреальским протоколом, — обязанность всех стран, напомнил «Парламентской газете» глава комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию АПК Петр Чекмарев. «Мы в июне обсудили в ТПП эту проблему, — пояснил он. — Россия должна прекратить потребление озоноразрушающих веществ и последовательно с 2025 до 2036 года сократить потребление гидрофторуглеродов с 35 до 85 процентов». Речь о ГФУ — синтетических газах, пока массово применяемых в качестве хладагентов.

Перейти предстоит на природные хладагенты — аммиак, пропан, углекислый газ, изобутан, которых в России производится достаточно. Закавыка в том, что своих холодильных компрессоров для работы с ними мы пока не выпускаем. Дело за тем, чтобы устранить административные и законодательные барьеры и экономически простимулировать отказ от ГФУ в пользу безопасных альтернатив, убежден Чекмарев. По его словам, это один из доводов за разработку государственной концепции развития холодильной инфраструктуры.

У холодильной отрасли, добавил Юрий Дубровин, сегодня две основные задачи. Первая — нарастить технические и технологические компетенции отечественных производителей холодильных оборудования и комплектующих до 70-80 процентов локализации. Сегодня элементная холодильная база на четыре пятых обеспечивается поставками из Китая, Турции, параллельным импортом из Евросоюза и США. У себя мы изготавливаем только емкостное и теплообменное оборудование и хладоносители.

Вторая — создать отечественное серийное производство холодильных компрессоров — сердца холодильной системы. Сейчас мы пользуемся только импортной продукцией.

Отдельный вопрос, резюмировал Юрий Дубровин, — формирование непрерывной холодильной цепи для охлажденного продукта от места производства до потребителя. Тогда на всех ее этапах — упаковки, транспортировки, фасовки, продажи — можно обеспечить качество продовольственной продукции и уменьшить ее потери.