Как собирать и интегрировать отечественные ИТ-продукты: опыт заказчиков и ИТ-компаний
Какой уровень интеграции могут сегодня обеспечить отечественные программные продукты? Как заказчики и ИТ-компании взаимодействуют в рамках проектов интеграции? Стоит ли отечественным вендорам идти по пути западных коллег, создавших собственные широкие экосистемы приложений, которые де-факто стали стандартами рынка, или российский рынок еще может выбрать другой путь? Своим опытом в регении этих вопросов и видением ситуации делились ИТ-директора крупных российских компаний и руководители ИТ-интеграторов. Модерировал мероприятие Иван Козлов, ИТ-директор группы «Латео», директор по развитию клуба «ИТ-Диалог». Спонсором круглого стола стала компания SMART technologies*.
Как сложить пазл? Взгляд на проблему через призму интеграции
Круглый стол начался с дискуссии на тему – насколько серьезны проблемы с внедрением и интеграцией импортозамещаемого ПО? Большинство российских программных решений хороши, но нюансы и проблемы разного рода обнаруживаются, как только компания-заказчик начинает встраивать их в свой уже имеющийся и работающий ИТ-ландшафт. И возникли эти проблемы не только в рамках процесса импортозамещения, но сопровождают процесс внедрения отечественных ИТ-продуктов в целом.
SMART technologies: об особенностях импортозамещения и собственных разработках
Участники круглого стола отметили, что сложившаяся сегодня ситуация с внедрением и интеграцией достаточно сильно отличается от того, к чему заказчики ИТ-продуктов уже привыкли. И если раньше заказчик мог рассчитывать на внедрение готового и уже интегрированного решения, то сегодня разработчики, интеграторы и компании ИТ-консалтинга склонны перекладывать ответственность за решение проблемы совместимости ИТ-решений друг на друга, рассчитывая на наличие у них API-интерфейсов. При этом, что самое печальное, – готовых архитектурных решений пока не может предложить никто, и вся нагрузка при решении подобных задач ложится на внутренний штат компании-заказчика.
Владимир ЗАМАРУЕВ, директор по ИТ, «Уральский завод гражданской авиации»: «Это не хорошо и не плохо, но это уже другой кейс, отличающийся от того, к чему мы привыкли. И он намного дороже. Даже те продукты, которые мы импортозаместили два года назад, сейчас выглядят по-другому и позиционируют себя по-другому. Но мне, как заказчику, хотелось бы не ждать 5-6 лет, когда продукт «дозреет» до того, чтобы его можно было бесшовно интегрировать в понятную экосистему, а сразу получить готовый продукт. Сегодняшняя ситуация требует высоких компетенций внутри заказчика, который вынужден справляться собственными силами. Это несколько некомфортно, неудобно и при эксплуатации приводит и к ресурсным, и к финансовым потерям».
Следующая проблема, которую подняли участники стола, – провести миграцию баз данных и операционной системы не просто грамотно, но так, чтобы для самого конечного пользователя ничего не изменилось, чтобы он даже не почувствовал этих изменений. Как сделать всё это качественно и корректно, как быть уверенным в том, что российские программные продукты будут «правильно» работать на российских же решениях, справятся ли серверы с такой нагрузкой и, главное, как и где провести нагрузочное тестирование? «Пока в этом плане вопросов больше, чем ответов», – говорит Петр САГАЛОВСКИЙ, ИТ-директор.
Спикер поднял еще один интересный вопрос – как долго смогут проработать внедряемые сегодня российские решения?
Петр САГАЛОВСКИЙ, ИТ-директор: «Мы должны осознать, что внедряем системы на два, на три года и через два-три года нам придется их менять. И если сегодня не внедрить какую-то интеграционную платформу, это грозит обернуться серьезными проблемами. Именно поэтому один из проектов, который мы в компании ведем сейчас, – пересмотр всех интеграций».
И в этом заключается один из конфликтных моментов между заказчиком и поставщиком, между потребностями бизнеса и возможностями рынка, между стратегией по достижению технологического суверенитета и удобством для конечных пользователей. Как объяснить бизнесу все сегодняшние проблемы, как обосновать выбор того или иного отечественного решения и как обеспечить тот уровень сервиса, который заказчики уже привыкли получать от западных вендоров?
«Импортозамещение велось с 2014 по 2022 год, а теперь от стадии технологической независимости мы все должны перейти в стадию технологического суверенитета. И в отношении производственных систем мы столкнулись с серьезной проблемой, – продолжает дискуссию Роман ЦЫГАНКОВ, ИТ-директор «Автозавод Санкт-Петербург». – Мы располагаем обширным опытом, наработанным с иностранными вендорами. Но сегодня бизнес – наш внутренний заказчик – не готов идти на уступки при переходе на отечественные ИТ-решения. В первую очередь не собирается как-либо менять свои внутренние бизнес-процессы. Но отечественные решения не могут покрыть всего того функционала, который бизнесу требуется здесь и сейчас. И мы, IT-директора, находимся в поиске решения этого конфликта. Как объяснить все эти проблемы бизнесу, как найти решения, которые могут его удовлетворить? Порой только внедрение занимает год, еще год ведется разработка, плюс нужно время на отладку. И если я скажу бизнес-подразделению (внутреннему заказчику), что уже через три года ИТ-решение, которое мы внедряем сегодня, нужно будет поменять, меня, мягко говоря, не поймут».
«Обосновать использование решений, которые мы сами не производим, крайне тяжело и крайне сложно, – поддерживает Олег СМИРНОВ (ИТ-директор Fplus). – При том, что уровень зрелости, к сожалению, пока еще не достигает уровня больших современных западных решений. Пользователи, которые работали в крупных западных компаниях, привыкли к очень качественному сервису и качественному ПО, и их проблемы работоспособности и функционала отечественных решений не сильно волнуют. Плюс есть стратегические задачи со стороны собственников, которые должны использовать только то, что включено в реестры оборудования и ПО, должно быть импортонезависимым и импортозамещенным».
Новый русский «Майкрософт» – миф или реальность?
Дискуссия о проблемах рынка всегда ценна тем, что можно взглянуть на актуальные проблемы – например, проблемы разобщенности экосистем и сложности интеграции одних систем с другими, – глазами всех участников процесса, как заказчика, так и исполнителя. Своим видением проблемы «с другой стороны» – с точки зрения ИТ-интегратора – поделился Михаил САДИРОВ, директор по развитию SMART technologies.
Михаил САДИРОВ (SMART technologies): «Практика показала, что после ухода западных вендоров “в плюсе” оказались те заказчики, кто изначально применял мультивендорный подход. И на текущий момент возможность построить мультивендорную инфраструктуру имеется. Да, это дольше и сложнее, тем не менее мы переходим на свои ИТ-продукты и, что самое главное, не лишаемся технической поддержки».
Михаил согласился с мнением участников о быстром развитии российских разработок: «Решение, которое сейчас есть на российском рынке, и решение, существовавшее два года назад, — это разные решения. И несмотря на то, что российский ИТ-рынок еще очень молод, уровень инженерной разработки, экспертизы всегда был достаточно высок».
«Для нашей компании интеграция – это не какая-то проблема, а задача, которую мы так или иначе решаем, – продолжает обсуждение Василий ХАЛТУРИН, руководитель разработки системы мониторинга и управления «СТ.Монитор», SMART technologies SOFT. – Действительно, сейчас на рынке нет какой-то общей экосистемы. Но в этом смысле, как мне кажется, российский рынок принципиально ничем не отличается от западного».
Василий ХАЛТУРИН (SMART technologies SOFT): «Нельзя утверждать, что там все решения имеют какой-то единый интерфейс, всё стандартизировано и отлично, легко и просто друг с другом интегрируется. Всё дело в молодости российского рынка. На западном рынке есть компании-гиганты, количество ИТ-продуктов меньше и, как следствие, интеграций требуется гораздо меньше. На российском же рынке, более молодом, сегодня почти каждый пытается создать какое-то свое решение, свой продукт, и именно поэтому интеграций требуется больше. Но интеграция разных решений – это абсолютно типовая задача, которую наша компания решает в рамках каждого проекта внедрения. Если взглянуть на проблему интеграции немного с другого ракурса, становится понятно, что речь идет об отсутствии экосистемы. Как пример – Microsoft, которая не только поставляет свою ОС, но и сопровождает ее целой экосистемой. Теперь, когда крупный игрок, на решения которого все ориентировались, рынок покинул, приходится интегрировать разрозненные продукты, разработанные для решения отдельных задач».
«Дело не только в зрелости самих продуктов, но и в умении ими пользоваться и настраивать их. От этого тоже многое зависит, – уверена Анастасия БЕЛОДЕДОВА, руководитель направления региональных корпоративных продаж в УФО «Группы Астра». – Понятно, что сегодня отечественный ИТ-рынок находится в своего рода догоняющей позиции, но наши продукты развиваются очень динамично, и один вендор способен закрыть несколько ключевых задач одного заказчика. Плюсы в том, что российские разработчики слышат реальные потребности российских компаний и стараются усовершенствовать свои продукты, исходя из обратной связи, которую получают от них. С каждым релизом функционал решений серьезно дорабатывается. У нас в компании работает подразделение Ready for Astra, где мы собственными ресурсами проводим тестирования. Это что-то типа системы добровольной сертификации: к нам приходят производители оборудования, производители стороннего ПО, и мы тестируем их на совместимость с нашими решениями. Когда мы заходим в проект, важно, чтобы в итоге работала вся система заказчика, выстраиваем импортонезависимую инфраструктуру так, чтобы продукты и решения взаимодействовали друг с другом и были функциональны».
Анастасия БЕЛОДЕДОВА («Группа Астра»): «Ни для кого не секрет, что на текущий момент на рынке имеется несколько крупных игроков, разработавших собственные решения для управления ОС на базе Linux. И тут для заказчиков есть определенная сложность – как выбрать верную линию для того, чтобы проще управлять парком ИТ-решений, особенно если он большой. Мы заботимся о том, чтобы наши решения были совместимы с разработками коллег».
«Это так, – согласен Владимир ЗАМАРУЕВ (Уральский завод гражданской авиации). – Например, мы мигрируем с Microsoft, с Exchanges, со Skype для бизнеса и так далее. Этот функционал надо чем-то замещать. Но решения, которое могло бы мне все это заменить один в один, нет. Вынужден собирать по элементам от разных разработчиков, пытаюсь их “подружить” – не получается. Внезапно начинаю осознавать, что, пока я пытаюсь “подружить” их с продуктами, которые у меня внедрены, каждый вендор пытается идти по своему пути в разработке этого продукта и не готов браться за интеграцию. И нам приходится обходиться, скажем так, организационными методами. Если вернуться к вопросу, каким образом принимается решение по тому или иному продукту, можно выделить несколько параметров: это функциональная история самого продукта, возможность его интеграции в экосистему, которая выстраивается на предприятии, трудоемкость этого процесса».
«Судя по тому, что говорили коллеги, – резюмировал услышанное Иван КОЗЛОВ, ИТ-директор группы «Латео», директор по развитию клуба «ИТ-Диалог», – они были бы рады подойти к интеграциям, но сами вендоры не всегда готовы к этому. Сейчас происходит этап захвата рынков, каждый вендор старается играть во всех нишах, хочет захватить долю рынка побольше и стать новым русским “Майкрософтом”».
Роман Цыганков, ИТ-директор, «Автозавод Санкт-Петербург»: «Сейчас мы находимся на том этапе, когда хотели бы получить какой-то стабильный продукт, на который мы могли бы перейти с западного решения и на какое-то время забыть о своих проблемах. Но с чем мы сталкиваемся в реальности? К нам приходит интегратор и говорит, что ему нужно сначала обследовать нашу систему, и это будет стоить определенных (и немалых) денег. А затем, возможно, переведет нас на новое решение, и это тоже будет стоить денег, не считая стоимости лицензии. По сути, мы становимся заложниками ситуации и вынуждены защищать свои бюджеты».
С другой стороны, представители ИТ-сообщества не видят ничего плохого в том, что каждый вендор пытается развивать собственную экосистему. Это – бизнес, и ничего более. То, что вендоры между собой не контактируют в части партнерства, – проблема известная. Но не исключено, считают участники дискуссии, что появятся компании, для которых именно это направление – создание плагинов для интеграции решений разных вендоров – будет главным бизнесом.
Михаил САДИРОВ (SMART technologies): «Как я уже говорил, наш рынок достаточно молод, трудовые ресурсы в дефиците, разработка занимает определенное время. И есть более критичные направления, чем создание интеграций. Некоторые проблемы, как уже говорили коллеги, можно решить какими-то внутренними операционными мероприятиями, и это не скажется критично на работе всей компании».
«Есть более приоритетные задачи, – согласна с этим Анастасия БЕЛОДЕДОВА («Группа Астра»). – Мы прислушиваемся к обратной связи от клиентов в рамках тестирования наших решений, реальной эксплуатации, обращений в техподдержку. Из этого формируем дорожные карты по развитию продуктов. Поддерживаем заказчика и стараемся помогать разобраться в наших продуктах и во время пилотирования, и в период внедрения, сопровождения, а также в рамках техподдержки».
Виды на будущее: о чем мечтается ИТ-интеграторам и ИТ-директорам?
Завершая мероприятие, его участники традиционно делятся своими прогнозами на будущее. За два с лишним года строгих санкций, ускоренного импортозамещения и построения технологически независимой отрасли удалось добиться многого, о чем раньше и не мечталось, и тем интереснее сделать прогнозы еще на несколько лет вперед.
Роман ЦЫГАНКОВ («Автозавод Санкт-Петербург»): «С точки зрения экосистем то, что было два года назад, и то, что есть сейчас – две принципиально разные вещи. В общем и целом динамика позитивная. Я хотел бы видеть больше взаимодействия на уровне вендоров, хотелось бы больше коллабораций. И, может быть, даже задуматься о какой-то перспективной неплохой экосистеме на базе отличных продуктов, что даст нам, ИТ-директорам, возможность снять с себя всю головную боль».
Владимир ЗАМАРУЕВ (Уральский завод гражданской авиации): «Мне тоже видится коллаборация крупных игроков, которые смогут обеспечить крупнофункциональные интеграционные решения, либо слитые вместе, либо построенные по принципу единой цепочки бизнес-процессов, которые в итоге выстроятся в единую цепочку и смогут дать продукт, который относительно легко и просто будет внедряться, поддерживаться, развиваться и так далее. То же касается и инфраструктурных решений. Я полагаю, что в ближайшие годы появятся некие ПАКи от крупных игроков, которые закроют собой историю с бэкапами, с виртуализациями, с защитой всего – по сквозному принципу».
Василий ХАЛТУРИН (SMART technologies SOFT): «Есть некоторый запрос бизнеса, на который рынок так или иначе должен ответить. Что будет через два года? У рынка нет другого выхода, кроме как развиваться в сторону потребностей бизнеса».
Михаил САДИРОВ (SMART technologies): «Станет больше игроков на рынке – вот это прекрасная будет история. Мы хотим сделать так, чтобы у заказчика всегда был выбор, какое решение использовать. Поэтому, чем больше будет решений, тем больше будет интересных задач и вызовов и для наших инженеров, и для нас как ИТ-интегратора».
Ознакомиться подробнее с дискуссией в рамках круглого стола можно в материале «Пазл совместимости».
*SMART technologies – разработчик инфраструктурных решений для государственных и корпоративных заказчиков. Флагманские продукты: платформа «Боцман» для управления kubernetes и система мониторинга и управления СТ.Монитор. Компания демонстрирует стандарты сервисной поддержки, вплоть до объектов уровня критической информационной инфраструктуры; поддерживает ИС, опирающиеся на технологии open source; имеет центр технической поддержки 24/7; выполняет контракты с заказчиками федерального уровня.