Как добиться технологического суверенитета ключевых отраслей промышленности
В Кузбассе предпринимают шаги для пре-одоления импортозависимости местных производителей, но они носят не системный, а эпизодический и фрагментарный характер. В чем причины и что делать? Проблему обсудили на площадке Кузбасской торгово-промышленной палаты представители бизнеса, институтов его поддержки и профильных министерств региона.
- Ключевая цель - достижение технологического и промышленного суверенитета с ориентацией на внутренний рынок и индустриальный экс-порт (в Азию, Африку, Латинскую Америку и на Ближний Восток). Долю обрабатывающей промышленности в общем объеме валовой добавленной стоимости в стране необходимо увеличить до 15,5 процента, а количество компаний, внедряющих технологические инновации, - с 28 до 45 процентов. Для этого нужно снять множество ограничений и объединить усилия органов власти, институтов развития и деловых сообществ, - подчеркнула вице-президент Кузбасской ТПП Наталья Дивисенко.
По статистике, свыше ста из более чем шестисот промышленных предприятий Кузбасса - масштабные производства, при этом обрабатывающие отрасли (они на втором месте в объеме ВРП после добывающих) занимают лишь четырнадцать процентов. Крупные компании ориентированы на глобальные металлургические, химические рынки, машиностроение и выпуск оборудования, испытавшие жесткое влияние западных санкций. В результате индекс промышленного производства в регионе снижается. В этой ситуации руководители ведущих добывающих компаний и промпредприятий подписали в январе 2024-го "Хартию технологического суверенитета и импортозамещения".
- Она обязывает покупать необходимое оборудование прежде всего в Кузбассе, а уже затем рассматривать в целом рынок СФО и России, в самую последнюю очередь - предложения дружественных стран, - напомнил директор областного Фонда развития промышленности Владимир Маслов. - Надо сказать, что наши машиностроители выпускают конкурентоспособную продукцию, расширяют ее перечень, готовы к дальнейшей модернизации, наращиванию объемов и техническому перевооружению. А до ухода с рынка иностранных поставщиков и введения ограничительных мер угольщики, что греха таить, предпочитали импортное оборудование - прежде всего горно-шахтное.
У кузбасской продукции ряд преимуществ перед иностранной: использование отечественного сырья, локализация производства в регионе, наличие разрешительной документации, отвечающей российским законам, меньшие риски воздействия на окружающую среду и человека. Все это подтверждают и заключения экспертов.
Так, например, лавный конвейер, спроектированный и изготовленный на "Анжеромаше" по индивидуальному заказу для шахты "Усковской", кое в чем даже лучше английских и немецких аналогов. Конвейер с максимальной энерговооруженностью 800 кВт успешно прошел тестовые испытания и теперь заводчане нацелились на разработку образца с мощностью приводного блока в 1 200 кВт. В перспективе планируют выпускать современные очистные комбайны, способные заменить те, что еще вчера поставляли из-за границы.
Есть и другие примеры, когда машиностроители, воспользовавшись господдержкой, наладили производство востребованной техники. Достаточно вспомнить межрегиональный промышленный кластер в Кемерове, куда, кроме местных предприятий, входят партнеры из Томской области и Донбасса. Профиль кластера, работающего по принципу кооперации, - импортозамещающее оборудование для шахт и метрополитена. И сегодня машиностроительный завод из Копейска заказывает у его резидентов самоходные машины и новые уникальные электродвигатели для проходческой техники.
Кузбасские предприятия, получив займы Фонда развития промышленности, инвестировали в производство более 1,5 миллиарда рублей собственных средств, создав 366 и сохранив 2,5 тысячи рабочих мест. Объемы выпуска продукции выросли более чем на 26 миллиардов рублей. Но на этом оптимистичном фоне есть и серьезные сложности.
- С начала СВО мы наблюдаем рост интереса к нашей продукции. Однако все задают один и тот же вопрос: почему у нас до сих пор нет отработанных технических решений, чтобы можно было просто взять и заменить ту или иную европейскую машину? А как мы могли выбиться на рынок, где монопольно присутствовал европейский бизнес? И надо признать, что после его ухода многие отечественные компании, вероятно, по сугубо коммерческим соображениям, за что их винить не стоит, обратили взоры на Турцию и Китай. Куда угодно, но не на отечественных производителей, - отмечает Илья Буров, директор новокузнецкого предприятия, выпускающего дробильные агрегаты для индустрии ГШО и сферы переработки отходов.
- Не считаю зазорным, если мы будем первое время копировать хорошо зарекомендовавшие себя в нашем углепроме механизмы из западных стран. Ничего незаконного и предосудительного в этом не вижу, - говорит директор кемеровской производственно-торговой компании Альберт Милевич. - КНР начинала свой экономический рывок именно так. Сегодня китайские товарищи помогают нам расходными материалами и небольшими механизмами. Но это не спасает, нам надо переходить на собственные разработки и производство. И взять на вооружение опыт Москвы, правительство которой заключает контракт с разработчиком или производителем на выполнение заказов по импортозамещению, гарантируя при этом покупку продукции в течение десяти лет.
- Импортозамещение горно-шахтного оборудования обсуждается в Кузбассе с 2013 года, но с тех пор мало что изменилось. Есть лишь локальные, точечные успехи отдельных предприятий благодаря господдержке и привлечению инвесторов. Почему мы стоим на месте, хоть в 2023-м наметились незначительное (с 80 до 75 процентов) уменьшение доли западных компаний на нашем рынке? Это результат действия параллельного импорта, когда западное оборудование на складе продавца чудесным образом из набора запчастей превращается в готовое изделие, поставляемое на шахту, - полагает заместитель генерального директора завода инновационного машиностроения из Новокузнецка Дамир Галеев. - Дело в том, что в свое время переход на западные технологии позволил угольщикам достичь высоких результатов - производительность труда кратно выросла, себестоимость добычи сократилась. Но сейчас из-за удорожания оборудования, поставляемого через параллельный импорт, себестоимость растет. И мы имеем как минимум двадцатипроцентное преимущество в цене перед западными компаниями. Учитывая меры господдержки, эту разницу можно довести до сорока процентов, что откроет нам новые возможности для работы с угольщиками. Если бы не одно "но": у них технологическая цепочка давно отлажена и, повторюсь, дает высокие производственные результаты. А внедрение любого другого, пусть даже идеального оборудования всегда приводит к снижению производительности и увеличению простоев. Только на обучение людей и доводку опытных образцов техники уйдет от трех месяцев до полугода. Поэтому они и не спешат вкладывать деньги в новинки. Так что "Хартия" вряд ли заработает как системный инструмент. Остается только индивидуальная работа с теми, кто готов менять свое мировоззрение, рисковать, нарабатывать опыт.
Замдиректора научно-образовательного центра "Кузбасс-Донбасс" Наталья Петрик напомнила, что при НОЦ есть патентный офис, а организации региона, использующие результаты интеллектуальной деятельности по лицензионному договору, полностью освобождены от уплаты налога на прибыль. В то же время инновационная активность угольщиков, в отличие от нефтедобытчиков, исторически крайне низкая - не более 0,3 процента.
- Западные компании всегда отличались тем, что их техника приходила на разрезы уже испытанной, готовой к эксплуатации, с полной гарантией, - подчеркивает директор кемеровской компании-поставщика газомоторного топлива Алексей Миллер. - Может, предусмотреть для российских производителей некую подушку безопасности на период испытаний? Чтобы груз инвестиционных затрат не ложился на конечных потребителей, потому что эти затраты не предусмотрены в их финансовом результате. Меры господдержки должны помогать в проведении испытаний не за счет угольщиков или других промышленников - им следует предоставлять уже готовую продукцию.
- Нужен союз науки, бизнеса и производства. В стране сложилась система госкорпораций с большими финансовыми возможностями, у которых могут быть далеко идущие планы, способные обеспечить для промышленности загрузку на десятилетия. Но пока от госкорпораций мы получаем лишь штучные запросы. Хорошо бы выйти на стратегический уровень, разработать дорожную карту. Решить задачи достижения технологического суверенитета можно только в кооперации, в первую очередь с государственными структурами, профильными некоммерческими организациями, - убежден директор новокузнецкого предприятия Илья Буров.
Кузбасская ТПП, у которой есть статус Национального опорного контактного центра в рамках программы сотрудничества государств СНГ, готова поддерживать проекты с льготным финансированием и установлением международных и межрегиональных кооперационных промышленных связей. Также есть предложение возобновить деятельность Центра субконтрактации, который действовал при КТПП до 2015 года.