Войти в почту

Роботы спасут нас нескоро

После появления новостей об опустевших полках в магазинах «Пятерочка» в нескольких городах из-за дефицита складских работников Business FM решила спросить экспертов и участников рынка, как в России обстоят дела с роботизацией в складских помещениях и сортировочных центрах. Выяснилось, что процесс идет, но не так быстро, как мог бы.

Роботы спасут нас нескоро
© BFM.RU

Локомотивом на данном треке выступает e-commerce. И маркетплейсы, в частности. Ozon запустил лабораторию по созданию складских роботов еще в 2021 году. В этом году в Wildberries приступили к тестированию роботов-грузчиков на складе «Коледино». А «Яндекс Маркет» на своем складе уже использует «роборуку».

Все это новостные заголовки разной степени актуальности. Однако при подготовке этого материала ни один маркетплейс не стал отвечать на вопросы Business FM о том, насколько далеко они продвинулись в роботизации логистики и хранения. Что тоже, наверное, о чем-то говорит.

Еще один красноречивый факт: ни в одной из компаний по подбору персонала, опрошенных Business FM, не смогли предоставить хоть какую-то статистику по вакансиям, связанным с роботизацией в этой отрасли. Хотя плюсы роботизации очевидны: увеличение скорости отгрузок, снижение количества человеческих ошибок, сокращение объемов воровства, снижение рисков поджогов и так далее. И отсутствие проблем с кадрами. А их отрасли очень не хватает. Но то, что кадры пока есть и они стоят гораздо дешевле машин, — это и тормозит процесс роботизации, отмечает независимый эксперт рынка Александр Клоков:

Александр Клоков независимый эксперт рынка «В России роботизированных решений, насколько мне известно, штучное количество. Я уверен, что это не более пяти масштабных комплексов. Это решение не получило массового распространения в России. В российских реалиях дешевле использовать наемную рабочую силу — очень дешевую, настолько дешевую, что экономика гораздо привлекательнее роботизированных решений. Поэтому такие крупные компании, как Ozon, Wildberries, по-прежнему используют ручной труд. Видимо, пока стоимость таких решений не сравнится с дешевой наемной рабочей силой, в массы это не пойдет».

Но даже здесь кадры решают не все. К 2022 году, когда роботов еще можно было свободно покупать на внешних рынках и обслуживать, Россия не входила даже в десятку стран по уровню роботизации предприятий. Теперь купить и обслужить их стало намного сложнее. И роботов российские компании стали делать сами. Рынок молодой, и, как ранее указывал портал Sostav, даже его лидеры едва начали выходить в плюс. А многие производители до сих пор убыточны.

По словам экспертов, роботизация складских помещений — это довольно долго окупаемая история. Тем не менее спрос на это есть, и лидеры рынка идут в этом направлении. А по дороге стараются оптимизировать то, что можно оптимизировать быстро и недорого, рассказывает гендиректор консалтинговой компании GoOmni Ефим Алдухов:

Ефим Алдухов гендиректор консалтинговой компании GoOmni «Если мы говорим про московских курьеров, то три года назад все ездили на машинах, ходили пешком. Сейчас все уже никак, кроме как на электросамокатах и тому подобном транспорте, не перемещаются. Поэтому я бы исходил из того, что производительность труда везде повышается, за счет чего растет зарплата, сокращается штат. Если раньше для доставки 100 заказов требовалось, грубо говоря, минимум пять человек, сейчас их требуется три. Вопрос: это сокращение притока или же это объективный рост эффективности бизнеса, который должен происходить?»

По самым оптимистичным прогнозам собеседников Business FM, первый большой склад без людей в России мы увидим только лет через пять.