Группа ГМС реализует при поддержке Минпромторга важный проект импортозамещения
Уникальный сборочно-испытательный комплекс строит в Зеленодольске (Республика Татарстан) компания «Группа ГМС» при поддержке государства. Стоимость проекта — 11,9 млрд руб., из которых 6,7 млрд руб. субсидирует Минпромторг России. Директор по корпоративным финансам Группы ГМС Александр Рыбин отмечает, что компания инвестирует в производство оборудования, критически важного для основных технологических процессов большинства стратегических отраслей промышленности.
Напомним, что проблеме импортозамещения был посвящен круглый стол «О мерах по обеспечению технологического суверенитета РФ при реализации инфраструктурных проектов», прошедший недавно на площадке Совета Федерации. В целом его участники сошлись на том, что, хотя тотальной зависимости и не наблюдается, уровень спроса на импортную технику — причем не только из дружественных, но и из недружественных стран — все равно остается высоким. Так, по словам заместителя руководителя Росавтодора Олега Ступникова, в I квартале 2024 года на импортную технику во всех подразделениях агентства приходилось порядка 48 процентов. 65 процентов строительной техники в России в 2023 году «приехало» из Китая. И эта тенденция только усиливается, говорят представители профильных ассоциаций: к 2025 году объемы закупок дорожно-строительной техники из Поднебесной могут превысить три миллиарда в долларовом эквиваленте. Несмотря на развернутые по всей стране программы импортозамещения, возможности отечественного машиностроения в этом сегменте рынка пока что сильно отстают от потребностей строительной отрасли.
Примерно такая же ситуация в российском ТЭКе. Еще не так давно на рынке доминировали производители из западных стран. Закупать комплектующие и технологии для нужд российского ТЭКа частные компании стали в начале девяностых годов прошлого века. Ситуация с отечественными технологиями в нефтегазовой отрасли была сложная. По данным Минпромторга России, в 2014 году доля импорта в поставках критически важного нефтегазового оборудования составляла 80%, а по отдельным позициям российских аналогов в принципе не существовало. В частности, у бизнеса была высокая зависимость от зарубежного насосно-компрессорного, сейсморазведочного оборудования, технологий и техники для морского бурения, систем автоматизации и программного обеспечения.
Ситуация начала меняться лишь в последние годы. В 2023 году для российского топливно-энергетического комплекса установлен запрет на поставки оборудования из 48 иностранных государств, введены финансовые ограничения для государственных и частных компаний ТЭКа. Эта информация содержится в «Путеводителе по санкциям и ограничениям против Российской Федерации».
Однако полностью российский рынок отечественному производителю не принадлежит. Теперь между собой конкурируют российские компании и китайские. По мнению председателя Русско-Азиатского Делового Совета Максима Кузнецова, «развитие внешней торговли с дружественными странами является одним из приоритетов политики РФ, однако нужно понимать, что когда мы импортируем готовую машинно-техническую продукцию из Китая или другой страны, то фактически субсидируем создание рабочих мест за пределами России».
Развитие программы импортозамещения, отмечает эксперт, — это не только создание новых рабочих мест в нашей стране, но и вклад в обеспечение технологического суверенитета, что должно являться приоритетом национальной промышленной политики. «В качестве позитивного примера можно выделить одного из флагманов отечественной политики импортозамещения в сфере машиностроения — Группу ГМС, которая успешно реализует масштабные проекты по производству насосного и компрессорного оборудования для топливно-энергетического комплекса», — уверен Максим Кузнецов.
Российским компаниям действительно есть что продемонстрировать. Как отмечал в сентябре 2022 года заместитель председателя Правительства РФ — министр промышленности и торговли Денис Мантуров, доля российского оборудования в нефтегазовом секторе составила уже около 60%. На увеличение доли отечественного оборудования в нефтегазовом секторе из бюджета потребовалось около 30 млрд рублей. Кроме того, еще 30 млрд руб., по словам Мантурова, были привлечены из внебюджетных источников. К 2025 году увеличение доли отечественного оборудования в нефтегазовом секторе должно достичь 80%, прогнозируют в Минпромторге.
В подтверждение этих слов — новость о том, что один из ведущих производителей насосного, компрессорного и нефтегазового оборудования в России Группа ГМС впервые раскрыла сводные данные о своих инвестиционных планах по проектам замещения импортного оборудования. Как стало известно, общий объем вложений в модернизацию и создание новых производственных мощностей превысит 35 млрд руб. Из этой суммы 12 млрд руб. уже были инвестированы с 2014 по 2022 год, а в период с 2023 по 2026 год планируется направить на эти цели еще более 23 млрд руб. В рамках первого этапа инвестиционной программы на предприятии Группы ГМС в Орловской области были созданы новые мощности для производства и испытания крупных насосов, необходимых для энергетики, транспорта нефти и нефтепереработки, а в ХМАО начато производство насосов для технологических процессов нефтедобычи. Одновременно модернизировано сталелитейное производство и организован выпуск высокоэффективных компрессорных установок и турбодетандеров для нефте- и газопереработки, средне- и крупнотоннажного производства СПГ.
«Эффект от этих инвестиций должен положительно отразиться на развитии нефтегазового комплекса, энергетики, металлургии, судостроения и других секторов экономики», — подчеркнул директор по корпоративным финансам Группы ГМС Александр Рыбин.
Стратегия импортозамещения уже приносит плоды: так, в 2023 году выручка компании выросла на 42%, EBITDA — на 79%, а чистая прибыль составила 5,1 млрд руб. При этом показатели первого квартала 2024 года в 1,5-2 раза превышают аналогичный период прошлого года.
Важность импортозамещения в высокотехнологичном машиностроении также отмечает глава Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭКа РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина Вячеслав Мищенко: «Это одна из ключевых задач для российского ТЭКа и всей промышленности. Зависимость от зарубежных технологий достигла предела к началу 2020-х годов, угрожая технологическому суверенитету страны. Сейчас ситуация меняется во многом благодаря таким предприятиям, как Группа ГМС, которая сохранила и успешно развивает целую подотрасль отечественного машиностроения».