Крупный инвестпроект уральских металлургов подтолкнул социальное развитие города
На днях в Магнитогорске запустили в эксплуатацию коксовую батарею № 12 - самую мощную в РФ, производительностью 2,5 миллиона тонн в год. Завершение одного из крупнейших частных инвестиционных проектов стоимостью около 90 миллиардов рублей важно не только для самого предприятия, но и для второго по величине города Южного Урала - его экологии и социального развития.
Когда снег был черным
В докладе Министерства природных ресурсов и экологии РФ по итогам 2016 года Магнитогорск назван в числе самых загрязненных населенных пунктов России: предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосфере здесь порой превышались в 30 раз. По данным минэкологии Челябинской области, объем выбросов металлургического комбината превышал 203,7 тысячи тонн в год. Для сравнения: "вклад" другого южноуральского антилидера, Челябинского меткомбината вкупе с "Мечел-Коксом", в 2016-м составил почти 85 тысяч тонн. То есть главный загрязнитель атмосферы областного центра в 2,4 раза уступил магнитогорскому. Нагрузка на окружающую среду в 400-тысячном городе была колоссальной.
Зампред Общественной палаты Магнитогорска, председатель комиссии по экологии Анатолий Ефименко говорит: еще полтора-два десятка лет назад снег в городе был черным от промышленных "осадков", но теперь этого нет.
- Я иногда встречаю бывшего директора ММК Леонида Владимировича Радюкевича, которому сейчас 90 с лишним лет. В разговоре порой упоминаем и об экологии. "Ребята, - говорит он, - ну кто раньше обращал на это такое внимание? Стояли задачи, которые считались более важными для страны. Это теперь пришло время собирать камни", - делится общественник.
- Когда разворачивалась эпопея со строительством аглофабрики № 5, группа руководителей предприятия поехала в Китай и вернулась оттуда в полном восторге. Южноуральцев пригласили осмотреть местный металлургический завод, однако характерных запахов коксохимического и доменного производств они не почувствовали. Увидели агрегаты, которые не дымят, полы, которые пылесосят и моют щетками, работников в чистой спецодежде и обуви, - вспоминает в свою очередь Леонид Радюкевич, который после Магнитки работал первым замминистра черной металлургии СССР.
Еще полтора-два десятка лет назад снег в городе был черным от промышленных "осадков", но теперь этого нет
В 2022 году занимавшая пост вице-премьера правительства РФ Виктория Абрамченко утвердила новые планы снижения выбросов для Челябинска и Магнитогорска в рамках нацпроекта "Экология". По итогам 2024 года они должны были уменьшиться в областном центре на 45 процентов, а в Магнитогорске - на 25. Только если первому для достижения таких показателей требовалось 23 миллиарда рублей, то второму - около 84 миллиардов, и главной вишенкой на этом экологическом торте стал как раз новый коксохимический комплекс.
Открытые окна
Этот инвестпроект председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов называет ключевым мероприятием, ведь после выхода новой коксовой батареи на проектную мощность будут выведены из эксплуатации пять старых.
В результате выбросы бенз(а)пирена (вещества первого класса опасности, одного из самых мощных канцерогенов) в атмосферу снизятся в 12 раз, формальдегида - в девять, пыли - на 21 процент. В целом же суммарные выбросы сократятся на 11,5 тысячи тонн, что весьма значительно.
Эксперты утверждают, что экологическое состояние территории является одним из главных факторов, влияющих на выбор места жительства. Есть города, где люди не хотят жить, предпочитая пускать корни там, где воздух и вода не отдают химией.
В Магнитогорске, несмотря на улучшение состояния окружающей среды, миграция пока не обрела стойкую положительную динамику. По данным открытых источников, на январь 2017 года в городском округе проживало 418,1 тысячи человек, в 2021-м - 413,2, в 2022-м - 411,9, а в 2023-м - 409,3.
Город металлургов со времен ударных советских строек жил с осознанием своей героической трудовой миссии. И для реализации амбиций сейчас подходящее время
- Дают о себе знать старые фантомные боли, привычка говорить, что с экологией у нас неважно. Нужно время, чтобы произошли сдвиги в сознании вслед за реальными переменами, которые следует подтверждать государственным, промышленным и общественным контролем. И снижаться должны как количественные, так и качественные показатели, то есть выбросы первого и второго классов опасности, - считает исполнительный директор региональной экологической организации "АнтиСмог" Евгений Маленкин.
Стратегия замкнутого цикла
Наверное, металлургическое производство никогда не станет абсолютно безобидным для среды. Но в стремлении к минимизации вреда активисты видят важный поворот в политике бизнеса и сигнал для города и его жителей. По словам местных общественников, очень важны психологические последствия, когда у людей появляется гордость за город, сумевший встать на путь оздоровления, задуматься о будущем. Кроме того возникает и чисто физический эффект - активнее в хозяйственный оборот вовлекаются территории, на которых с градостроительной точки зрения стало можно то, что прежде было нельзя.
Город металлургов со времен ударных советских строек жил немного наособицу, с осознанием своей героической трудовой миссии. Он привык быть в первых рядах и не хочет довольствоваться вторыми ролями. И для реализации таких амбиций сейчас как раз подходящее время. Если уж модернизация, то по мировым стандартам, если городской курорт, то на 400 гектарах (для сравнения: площадь знаменитого Галицкого парка в Краснодаре около 23 гектаров, а московского "Зарядья" - немногим более десяти). Если светомузыкальный фонтан в строящемся ныне парке, то также самый большой, на 3,5 тысячи квадратных метров. Если кластер детских аттракционов, то количеством почти полторы сотни.
В городе как будто прорвало сдерживавшую соцкультбыт задвижку: задуманы бассейн, термальный комплекс (проходит экспертизу), готов проект детской хоккейной академии, намечено строительство аэропорта, обещан театр оперы и балета. Готов и проект нового жилого района на 600 тысяч квадратных метров на правобережье реки Урал, начать его возведение собираются в следующем году. На очереди формирование здравоохранительного кластера.
Магнитка ищет новые символы и смыслы, и примечательно, что среди них фигурируют и новые кадровые центры, в том числе для детей "Юный металлург", где школьники смогут выявлять свои профессиональные наклонности. Все это похоже на замкнутый цикл, к которому стремится индустрия: промышленность становится менее эгоистичной и приумножает усилия для самого важного своего "производства" - увеличения людского потенциала, обеспечивая тем самым и свое эффективное существование на годы вперед.