Почему "живые" магазины никуда не исчезнут
Последние годы стали настоящим испытанием для традиционных магазинов. Нехватка кадров, появление новых форм коммуникации с покупателем (онлайн), изменение покупательской способности населения и вынужденная смена ассортимента затруднили работу розницы.
В свою очередь, покупатель приобрел новые привычки и стал более капризным, начал требовать от продавцов не только постоянного поддержания ассортимента и низких цен, но и моментальной доставки заказов до двери. Можно предположить, что в такой ситуации (а в первую очередь, из-за растущих операционных расходов и кадрового голода) рознице нужно начать закрываться и переходить на новые, более прогрессивные формы работы (например, онлайн). С этим вопросом корреспондент "РГ" решил обратиться к экспертам.
На самом деле, согласно исследованию банка "Русский стандарт" россияне в 2024 году стали реже совершать покупки в интернете. По итогам первого полугодия на них пришлось лишь 40 процентов от общего числа покупок. А количество новых супермаркетов наоборот росло - на шесть процентов в 2023 году по сравнению с 2022-м. Тенденция ожидаемая - "лет пять-семь назад много говорили о том, что за счет цифровизации исчезнут банковские отделения. Однако мы видим, что они по-прежнему существуют, их количество значимо не сокращается", замечает Елена Устюгова, старший партнер консалтинговой компании НЭО.
Одна из причин долгожительства розницы в том, что сегодня покупатели чаще, чем раньше, озабочены ценой товара. Жирные годы прошли, настало время рациональной экономии.
Обеспечить же низкую цену товара можно, только продавая много, быстро и без остатков, что проще сделать "живьем". В свою очередь, на прибыльность онлайн-торговли оказывает влияние рост стоимости привлечения и удержания аудитории и стоимость логистики до клиента (хранение, подбор, упаковка, доставка), поясняет Леонид Гладилин, сооснователь международной ассоциации E-Commerce & Digital Marketing Association.
- Сильный бренд и широкий охват сетевой розницы частично решают проблему маркетинга. А вот с логистическими затратами становится сложнее: чем дольше потребители уходят в низкий ценовой сегмент, тем выше доля затрат логистики и других расходов. Пример, средний чек составлял условные две тысячи рублей, а затраты на доставку доходили до двухсот рублей (10 процентов). Со снижением стоимости продуктов (что стало следствием ухода потребителя в экономсегмент), средний чек упал до 1800 рублей, а стоимость логистики осталась прежней (а скорее - увеличилась), итого доля логистических расходов выросла на 11 процентов к прошлому периоду, - подсчитывает эксперт и делает ставки на дальнейшее развитие гибридного формата торговли.
- Возможно, будущее лежит в комбинации онлайн-покупок и офлайн-ритейла, где потребители могут выбирать между доставкой и самовывозом из магазина: возникнет гибридная модель торговли, в которой офлайн-магазины будут интегрированы с онлайн-платформами и системами доставки. Это позволяет сочетать удобство онлайн-покупок с возможностью получить товар немедленно и осмотреть его перед покупкой, - размышляет Михаил Коптев, коммерческий директор федеральной транспортной компании "Скиф-Карго".
Наиболее реалистично отмирание классической розницы в небольших населенных пунктах, где сети сегодня вытесняют финансово незащищенный малый бизнес. После того как он окончательно исчезнет, сетевики поймут, что поторопились с завоеванием новых территорий.
Офлайн-покупки превращаются в привилегию тех, у кого есть время выбирать
- Дальнейшая централизация оптовых поставок для розницы может привести к тому, что и маленькие сельские магазины под брендами крупных сетей станут нерентабельными. Проще будет построить один большой склад на весь район, и наладить систему розничной доставки и ПВЗ по франшизе, как у маркетплейсов, - прогнозирует Алексей Егоров, сооснователь и главный методолог сервиса внутренней аналитики маркетплейсов JVO.
Есть и еще одна причина, почему розница в ближайшее время не умрет, - походы по магазинам стали для многих источником положительных эмоций, возможностью пообщаться "живьем". Обобщая, магазины сохранят свою средневековую функцию, оставаясь своеобразным инструментом коммуникации, местом распространения слухов и новостей, каким раньше были рынки.
Кроме того, полагают эксперты, офлайн-покупки постепенно превратятся в премиальную историю для тех, у кого есть время выбирать. Как чтение бумажных газет и журналов.
Мнение
Павел Девяцкий, генеральный директор modi:
- За текущим быстрым ростом онлайна стоит огромное количество компаний с убыточными финансовыми результатами. Налицо фокус на капитализацию за счет роста продаж, доли рынка, но не прибыли. Очень много онлайн-сервисов существует за счет кредитных денег, денег акционеров, денег материнских компаний. С ростом стоимости заемных денег и растущей конкуренции, единственным вариантом выживания такого онлайна в долгосрочной перспективе - это повышение операционной эффективности. А значит, в ближайшем будущем последует ухудшение условий доставки товара для покупателей. Более того, данные процессы уже начались и будут только нарастать. Кроме того, последует приведение цен в онлайне на уровень классической розницы. Сейчас многие сервисы злоупотребляют своим положением и предлагают цены ниже представленных в классической рознице. Возникает дисбаланс, который в долгосрочной перспективе не сможет существовать.
Кстати
В этой связи интересен недавний розничный тренд - возвращение магазинов у дома. Несколько лет назад покупатели стремились купить все и сразу, в одном месте. Но через короткое время, тоскуя в очередях на кассы гипермаркетов, потребители начали вспоминать о живом общении с продавцами в небольших лавках на первых этажах домов. Быстрее всех это поняли сетевые алкомаркеты, а вслед за ними большие розничные сети, которые начали осваивать форматы шаговой доступности.
- Мы видим тренд на открытие магазинов площадью 60-150 квадратных метров, но с новыми концепциями внутри: точки с продажей кофе, отдельным корнером готовой еды, а также некоторые устанавливают небольшие кафе для удобного перекуса. Проблема нехватки персонала решается установкой касс самообслуживания, что также удобно для покупателей экономией времени, - поясняют в пресс-службе METRO.