Доходы европейской индустрии встроенных финансов превысят €100 млрд к 2030 году
Доходы индустрии встроенных финансов (EF, embedded finance) только в Европе могут перешагнуть отметку в €100 млрд к концу десятилетия, прогнозирует консалтинговая McKinsey&Company.
К быстро растущему сегменту относятся предложения финансовых продуктов от нефинансовых организаций, таких как маркетплейсы. В 2023 году европейский рынок EF получил 20-30 млрд евро доходов, что составило около 3% от доходов всей банковской системы региона, оценила компания.
За последние десять лет в Европе объемы EF росли втрое быстрее, чем прямые выдачи кредитов. Представители бизнеса, опрошенные McKinsey в 2023 и 2024 годах, ожидают, что эта тенденция сохранится. По оценке компании, к 2030 году на EF придется около 20-25% розничного кредитования и кредитования МСП по сравнению с 5-10% сегодня. Рынок встроенных финансов будет получать 10-15% от всех банковских доходов.
Как пишут аналитики, EF удобен для потребителей, которые хотят мгновенно получать финансовые услуги, такие как кредиты и страхование, «с наименьшим количеством кликов». Продавцы заинтересованы в развитии сегмента, так как он повышает конверсию и размер покупок. Кроме того, как показал опыт неназванного глобального продавца билетов, клиенты, которые обращаются к услугам EF, проводили на 20% больше времени на сайте. McKinsey также отмечает, что в последние годы заметно снизилась стоимость создания EF благодаря технологическим достижениям, которые упростили функционирование системы. Для финорганизаций, которые предоставляют EF, выгодна низкая стоимость привлечения клиентов.
В то же время, аналитики отметили, что сегмент пока еще незрелый. McKinsey выделили две модели встроенных финансов, которые сейчас существуют на рынке:
Созданная в партнерстве с финорганизацией или банком. Этот вариант требует меньших вложений со стороны продавца, однако не обеспечивает наиболее глубокой интеграции. В качестве примера авторы приводят сотрудничество немецкого Amazon и банка ING, eBay и финтеха YouLend. Выстроенная самим продавцом или маркетплейсом. Здесь требуются большие инвестиции — этот вариант предпочитают в основном крупные поставщики. Например, Volkswagen предлагает ссуды через Volkswagen Credit. Компания может оценить остаточную стоимость своих автомобилей точнее, чем третьи стороны, и предложить клиентов лучшие лизинговые продукты.