В России предложили создать госуслуги для предпринимателей
Подача отчетности в электронном виде и сразу во все ведомства, адресный подбор и поддержка, автоматизированная подача заявки на кредит и предоставление ссуды. Эти и другие услуги должен объединить единый цифровой портал взаимодействия государства и предпринимателей. Создать его предложил зампред Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Артем Шейкин в своей авторской статье для нашего издания. Единая точка входа для бизнеса нужна, согласились опрошенные «Парламентской газетой» эксперты. И оценили, насколько эффективным будет такой ресурс.
Зачем это нужно
Цифровая инфраструктура для бизнеса в России окончательно не сформировалась, считает Артем Шейкин. Предприниматели все еще испытывают ощутимую бюрократическую нагрузку, связанную с предоставлением налоговой отчетности, информированием об актуальных видах поддержки и прозрачным алгоритмом ее получения, сказал «Парламентской газете» сенатор. Поэтому он считает приоритетной задачей перевод взаимодействия государства и предпринимателей на новый цифровой уровень.
«Это означает обеспечение бизнеса всеобъемлющей поддержкой — финансовой, консультационной, информационной и другой и сопровождением на всех этапах развития — от запуска до получения всех необходимых мер стимулирования и льгот, — объяснил свою идею Шейкин. — Единый сервис значительно уменьшит затрачиваемое время на коммуникацию с государством, уменьшит количество шагов для получения услуги и позволит упростить сам процесс взаимодействия, делая его более понятным для предпринимателей».
Как будет работать
Сенатор рассказал об основном функционале платформы. Предприниматель получит возможность предоставлять всю документацию единоразово в единственном экземпляре для всех включенных во взаимодействие государственных организаций. Это упростит отчетность.
Сервис, по мысли автора инициативы, должен предлагать персонализированные услуги, состоящие не только в адресном подборе способов поддержки, но и в качественном составлении рекомендаций в результате исследования пользовательского опыта предпринимателей. Предприниматель должен иметь возможность быстро находить ответы на любые интересующие бизнес вопросы, а также получать прозрачный алгоритм получения государственной поддержки. Через портал можно информировать о законодательных изменениях и государственных программах и мероприятиях, внедрять образовательные программы, курсы повышения квалификации, проводить вебинары.
Еще одна функция единого портала — опубликование собственных инвестиционных проектов предпринимателя и участие в софинансировании подобных проектов. Дополнительно Шейкин предложил интегрировать портал с платформой для просмотра и бронирования мест в коворкинг-центрах. А также предоставить возможность автоматической подачи заявки на кредит и его оформление.
Неравные возможности
Единая точка входа для бизнеса нужна, но важно не зарегулировать процесс, загнав всех предпринимателей на единый портал, оценил предложение зампред Комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. «Аналогия с госуслугами для граждан понятна, это по-настоящему удобный и современный сервис, — сказал «Парламентской газете» депутат. — У людей есть возможность отказаться от взаимодействия с государством в цифровом виде и получать услуги очно в МФЦ или непосредственно в ведомстве. Лишать такой возможности бизнес тоже нельзя. Мы понимаем, что «цифра» — это про прозрачность, работать «вбелую» выгодно и предпринимателям, и государству».
Как председатель Российского союза налогоплательщиков Артем Кирьянов отметил, что налоговые вопросы — одни из самых чувствительных для предпринимателей. На портале Федеральной налоговой службы создан личный кабинет предпринимателей, это сложная и защищенная структура, сказал депутат. Как ее интегрировать в единый портал, задался он вопросом. А также обратил внимание на сохранность данных: да, утечек с госсайтов происходит в разы меньше, чем коммерческих структур, но чем больше чувствительной информации собрано в одном месте, тем привлекательнее это место для хакеров.
В России не первый год работает портал МСП.РФ, представляющий услуги для предпринимателей, такие как регистрация бизнеса, кредитование, открытие юридического лица, проверка контрагента, подбор налогового режима, видов поддержки и многое другое. Об этом «Парламентской газете» сказала вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова. Платформа МСП.РФ, по ее словам, содержит обширную базу знаний по актуальным вопросам о ведении бизнеса, законодательных требованиях и налоговых льготах. «Направление мысли сенатора Шейкина понятное и правильное: упростить жизнь бизнесу любого вида и размера, — считает Дыбова. — Здесь важно учесть несколько моментов. Во-первых, неравные цифровые возможности регионов. Во-вторых, период адаптации к новому: как и у людей, у разных видов бизнеса он может отличаться».
В России сейчас высокий уровень цифрового взаимодействия с государством, это касается и людей, и юрлиц, подчеркнула Елена Дыбова. Далеко не во всех даже развитых и передовых странах есть такие электронные сервисы и услуги. Поэтому при внедрении единого портала нужно действовать постепенно и сделать его использование добровольным, заключила вице-президент ТПП.