Глава "Ураласбеста": новые линии производства откроют в Белгороде, Брянске и Крымске

ПАО "Ураласбест" запустит новые линии по выпуску продукции МПК на своих предприятиях в Белгороде, Брянске, Крымске и Стерлитамаке. Организация уже отказалась от развития в мононаправлении и активно диверсифицирует производство. Так, еще один новый завод стоимостью 6 млрд рублей появится в Свердловской области, на нем будут выпускать химическую продукцию. О векторах развития промышленности, требуемых кадрах и политике сохранения специалистов рассказал ТАСС генеральный директор ПАО "Ураласбест" Юрий Козлов на полях Международной промышленной выставки "Иннопром".

Глава "Ураласбеста": новые линии производства откроют в Белгороде, Брянске и Крымске
© ТАСС

— Юрий Алексеевич, какова сейчас ситуация на предприятии и как вы видите перспективы развития комбината на ближайшие 5−10 лет?

— Последние два десятилетия ситуация на рынке хризотила с каждым годом усугубляется. В разных странах, которые являются потребителями нашей продукции, на правительственном уровне идет давление: противники хризотила призывают запретить асбест. Понимая это, мы уже тогда приняли решение уходить от монозависимости — от производства одного вида продукции.

Первый большой шаг в этом направлении был сделан в 2010 году, когда открылся завод по производству теплоизоляции. Через четыре года запустили вторую очередь завода, вложили в это производство более 5 млрд рублей. Сейчас предприятие очень успешно работает.

Второй крупный проект по диверсификации — горно-химическая компания "Ультра-Си". Входит в список инновационных проектов Свердловской области. Пока на существующем небольшом опытном производстве успешно выпускаем продукцию для металлургов, спорта, химии, животноводства. Параллельно проектируем мощнейший завод по выпуску ультрачистых химических соединений. Подчеркну, что это перспектива не только для области, это перспектива для России.

Таких заводов на сегодняшний день в мире не существует. Это первый завод, который мы построим и будем выпускать широкую линейку химической продукции. В перспективе, учитывая, что это завод инновационный, надеемся на поддержку государства. Общая стоимость создания завода — порядка 6 млрд рублей.

В марте 2024 года реализовали еще один масштабный проект: запустили завод по производству минерально-полимерного композита мощностью более 3 тыс. т готовой продукции, или 120 тыс. пог. м в год. Эта новейшая продукция очень востребована сейчас у нас в стране, и мы планируем десятикратно увеличить это производство на площадках в разных регионах нашей страны.

В Белгороде, Крымске, Брянске и Стерлитамаке находятся заводы по производству фиброцементных изделий (входят в структуру ПАО "Ураласбест"), на их территории и откроем новые линии по выпуску продукции МПК.

В этом году также заканчиваем возведение дробильно-сортировочной установки мощностью 3 млн т щебня разных фракций в год. Эта продукция будет поставляться на крупнейшие авто- и ж/д-стройки страны. Суммарные инвестиции в новый объект — более 3 млрд рублей.

И это далеко не все проекты по диверсификации, которые реализованы. Сегодня можно констатировать, что комбинат ушел от монозависимости. Сейчас главная цель нашего развития — дальнейшая диверсификация производства.

— Планы внушительные. Но сейчас очень непростая ситуация с кадрами. Как на комбинате решается эта задача?

— Кадровый вопрос — самый острый для всех отраслей как в России, так и в мире. Для решения этой задачи на комбинате выстроена система профориентации — от детского сада до вузов и переподготовки собственных кадров на базе нашего учебного комбината.

Кадровая служба совместно с представителями подразделений комбината проводит в детских садах и школах профориентационные мероприятия, рассказывает о профессиях детям, старается их заинтересовать. Активно работает со средними специальными и высшими учебными заведениями.

На уровне предприятия внедряем новую систему оплаты труда: увеличиваем заработную плату; для того чтобы привлечь, выплачиваем подъемные по тем или иным видам специальности. Эти меры помогают нам удерживать кадровую ситуацию в достаточно стабильном состоянии.

Есть и нестандартные решения: например, есть желание создать первый женский экипаж водителей большегрузных автосамосвалов. Это 130-тонные автомобили, но ими очень легко управлять. Обучать будущих девушек-водителей будем бесплатно. Причем при трудоустройстве выплачиваем подъемные — порядка 100 тыс. рублей. Уровень зарплаты в таком экипаже — 130 тыс. рублей в месяц. Так что надеюсь, девушки откликнутся и мы создадим первую в Свердловской области бригаду, где девушки будут работать в карьере.

— Сегодня, помимо зарплаты и карьеры, работники обращают внимание на социальную стабильность. На комбинате как с этим дела обстоят?

— На решение социальных вопросов и благотворительные проекты комбинат выделяет от 300 млн до 550 млн рублей в год.

Например, для сотрудников у нас есть корпоративный санаторий, где одновременно могут отдыхать 160–180 человек. Проживание, питание, лечение — все входит в стоимость. Причем на территории санатория скважина с хорошей радоновой водой. В массе своей санатории предлагают привозной радон. Наши работники получают радоновые ванны, им не нужно ехать куда-то для этого. Стоимость 20-дневного пребывания в санатории-профилактории для работников комбината составляет порядка 7 тыс. рублей. Я бы сказал, что это вполне доступное средство отдыха и профилактического лечения.

Кроме того, для оздоровления и профилактики работает медико-санитарная часть, где трудятся порядка 180 человек, в том числе 50 высококвалифицированных врачей, и 50% врачей приезжают работать из Екатеринбурга, среди которых есть кандидаты и доктора медицинских наук. Это учреждение оснащено высококлассным медицинским оборудованием. Теперь наши работники могут не ехать в областной центр. Они могут здесь получить доступное медицинское лечение и профилактику.

— Карьер Баженовского месторождения в начале года получил статус "Достояние Среднего Урала". Что это дает комбинату?

— Это не просто статус. При подведении итогов конкурса мы были вторыми после Нижнего Тагила из более чем 100 претендентов на это звание. Конечно же, мы горды тем, что самый крупный карьер в Европе признан достоянием Среднего Урала.

В практическом плане этот статус помогает развивать промышленный туризм — к нам едет очень много людей. Причем туристы едут не из ближайших деревень или поселков, а из Санкт-Петербурга, Москвы, других крупных городов страны. И когда они приезжают к нам, посмотрят на 130-тонный автомобиль, посидят за рулем, поймут, какая это мощь, то приходят в настоящий восторг.

Беседовала Любовь Арапова