Войти в почту

Создавая инженерную элиту, вузы и бизнес должны научиться мыслить стратегически

Второй год реализации федерального проекта "Передовые инженерные школы" показал на сколько важна кооперация университетов и компаний реального сектора, и как быстро необходимо реагировать на новые вызовы.

Создавая инженерную элиту, вузы и бизнес должны научиться мыслить стратегически
© Российская Газета

Механизм эффективного партнерства обсудили в ходе "Иннопрома" участники проекта - представители власти, науки и бизнеса. В такой триаде сегодня выстраивается деятельность, направленная на решение стратегической государственной задачи по подготовке нового поколения талантливых инженерных кадров, разработке и внедрению в промышленное производство передовых технологий. На ее решение и направлены передовые инженерные школы (ПИШ).

На старте участниками проекта стали 30 вузов со всей страны, среди них - Уральский федеральный университет. После дополнительного отбора их количество выросло до 50. Мощную поддержку ПИШ оказывает государство, направляя миллиарды бюджетных средств. Сейчас формируются новые национальные проекты и, по словам Виталия Гришкина, директора департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки РФ, финансирование проекта останется стабильным. Но задачи, которые выполняют ПИШ, должны трансформироваться с учетом направлений стратегического развития государства. Вузы должны быть не только центрами знаний и инноваций, а активно участвовать в профориентации подрастающего поколения, пробуждая в детях и подростках интерес к инженерному образованию. В этом должен участвовать и бизнес.

Как отметил Андрей Келлер, исполняющий обязанности директора Социоцентра - оператора федерального проекта, интерес промышленности очевиден: к ПИШ подключились порядка 300 технологичных компаний. Они поддерживают науку, образовательный процесс и являются заказчиками передовых разработок. На каждый рубль, вложенный государством, индустриальные партнеры инвестировали до 1,7 рубля. Однако, как с той, так и с другой стороны сохраняются барьеры, мешающие эффективной кооперации. Эксперт, например, подчеркивает, что вузам необходимо выстраивать открытую информационную политику: при большом потенциале о себе рассказывают мало, при этом ограничиваются пределами региона, ждут, что бизнес сам к ним придет. И у предприятий схожие ожидания. Но ждать в условиях дефицита кадров, по сути, нечего. Время выстраивать правильную траекторию развития федерального проекта, создавать условия для равноправного партнерства, ведь особенно в промышленных регионах, в том числе Свердловской области, предприятия и наука не могут развиваться друг без друга. И, отмечают участники дискуссии, такое понимание появляется.

Александр Гордеев, руководитель экспертной группы комитета Российского Союза промышленников и предпринимателей по научно-образовательной и инновационной политике, сообщил, что опрос 300 компаний показал, что порядка 70 процентов из них заинтересованы выстраивать работу с университетами и НИИ. Еще порядка двадцати процентов - создавать совместные инжиниринговые центры, а девять процентов - исследовательские центры. Здесь есть чему поучиться у ПИШ Уральского федерального университета, где акцент делается на цифровой трансформации предприятий. Так, например, в металлургии речь идет о внедрении и использовании цифровых технологий в производственном цикле, анализе состояния оборудования, его использования, уменьшения объема брака и отслеживания всех параметров в режиме реального времени.

"Сотрудничество с крупными индустриальными партнерами научило мыслить другими горизонтами. Поскольку металлургия - одна из самых цифровизируемых отраслей, в начале проекта думали: эффективнее выпускника ИТ-специальности обучать металлургическим процессам или металлурга погружать в "цифру". Одинаково успешно работают оба варианта," - рассказала директор Уральской передовой инженерной школы УрФУ Валентина Овчинникова.

Фото: Владислав Овчинников

В Уральской ПИШ обучаются 300 человек. Она мультидисциплинарна, то есть может работать с разными отраслями и областями знаний. И готова делиться своими опытом и практиками. Идею консорциумов, которые помогают объединить ресурсы, компетенции поддержали многие участники дискуссии, как и необходимость развивать с промышленниками долгосрочное сотрудничество и переходить от парадигмы заказных НИОКР к серьезному стратегическому партнерству с вузами, научиться доверять им.