Дуссе-Алиньский тоннель: как на БАМе в условиях вечной мерзлоты пробивают новый коридор?

Восточный полигон – связка Транссиб-БАМ – модернизируется с 2013 года. За это время было построено более трех тысяч и обновлено более пяти тысяч километров железнодорожного пути. С 2018 года реализуется второй этап развития Восточного полигона. При этом инвестиции в 2023 году достигли рекордной цифры в 250 миллиардов рублей. Корреспондент «МИР 24» Артем Васнев побывал на одном из объектов строительства в Хабаровском крае.

В вахтовке на базе грузовика от Нового Ургала нам трястись три часа. Едем к новому Дуссе-Алиньскому тоннелю по грунтовому дублеру БАМа. И вот мы на месте. Каска и сапоги – нас предупреждают, в строящемся тоннеле под ногами жижа.«Хабаровский край. Это Дуссе-Алиньский тоннель. Масштабное сооружение запустят к концу 2025-го года», – отметил корреспондент.

Взрыв, извлечение породы, монтаж арок, снова взрыв. И так 1220 циклов. В вечной мерзлоте буро-взрывной метод строительства – единственный выход. Было использовано 200 тонн взрывчатки. Вывезено 150 тысяч кубометров горной породы.

Первый Дуссе-Алиньский тоннель строили заключенные Бамлага в далеком 1935 году.

«Бетон уже не удовлетворяет современным требованиям, наблюдаются трещины, выщелачивание, а также по результатам обследования проектным институтом в своде тоннеля выявлены пустоты», – рассказал инспектор по качеству и приемке строительно-монтажных работ ДКРС-Хабаровск Вадим Конюхов.

Поэтому решили построить этот современный тоннель. Его протяженность – почти два километра. Работы начали в 2021 году. Сейчас здесь тысяча специалистов и сто единиц техники. «Этот тоннель позволит безаварийно пропускать движение на участке Новый Ургал – Постышево, потому что существующий тоннель с учетом сроков его эксплуатации не удовлетворяет требованием безопасности», – отметил руководитель проекта Бамтоннельстроймост Сергей Плеханов.

Восточный полигон – связка Транссиб-БАМ – модернизируется с 2013 года. За это время было построено более трех тысяч и обновлено более пяти тысяч километров железнодорожного пути. Возвели и реконструировали более 100 мостов и тоннелей. На 2024 год запланировано увеличение провозной способности магистралей до 180 миллионов тонн. С 2018 года реализует второй этап развития Восточного полигона. При этом инвестиции в 2023 году достигли рекордной цифры в 250 миллиардов рублей.

«Разворот, который в последнее время произошел на Восток, был бы не возможен без БАМа. Это можно сейчас четко утверждать, что наши предшественники может не знали каких-то нюансов, но абсолютно точно рассчитали, что этот разворот произойдет», – подчеркнул генеральный директор – председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров.

Магистраль называют «трассой мужества». Реконструкция БАМа уже считается всероссийской стройкой.