Войти в почту

Музыкальный рынок — 2024: финансовые отчеты Warner Music, Universal Group, Believe и других

На сегодняшний день даже у самых радикальных скептиков не возникает сомнений в том, что музыка — это не только высокое искусство, но и прибыльный бизнес. Рынок, с 1999-го считавшийся бесперспективным, начал активно расширяться лишь в 2013 году и всего за 11 лет вырос практически вдвое. 120 000 — столько треков в среднем публикуется ежедневно, и, несмотря на высокое предложение, спрос на музыкальный контент не перестает увеличиваться. Каким образом? Давайте взглянем на недавно опубликованную отчетность крупных игроков индустрии: компаний Believe, Universal Group, Warner Music, Reservoir Media и Hybe. С их помощью мы узнаем, насколько финансово успешно прошел их 2023-й, а также выясним, есть ли у музыкального бизнеса потенциал для дальнейшего роста.

Музыкальный рынок — 2024: финансовые отчеты Warner Music, Universal Group, Believe и других
© Go.zvuk.com

Reservoir Media

Первой в нашем дайджесте стала нью-йоркская независимая компания и звукозаписывающий лейбл Reservoir Media, отчетность которого оказалась наиболее информативной и, что немаловажно, понятной для людей вне индустрии. Если вы вообще ничего не знаете о том, как устроен современный музыкальный бизнес, — ничего страшного: просто взгляните на цифры, а все, что между строк, мы попытаемся объяснить.

Любителям гуманитарных наук, впрочем, тоже беспокоиться не о чем, потому что магия чисел здесь еще проще. Общая выручка компании в заключительном квартале 2023 года составила 35,5 миллиона долларов, чем показала рост на целых 19%. Если переводить в валюту, то к финалу прошлого сезона Reservoir Media заработали примерно на 5,6 миллиона долларов больше, чем раньше.

В отчете также зафиксированы ключевые источники капитала. Самая внушительная доля выручки в 34% пришлась на семплинг: это отчисления других звукозаписывающих компаний, бизнесов или независимых артистов за право использовать ту или иную единицу аудиоконтента в коммерческих целях.

© https://www.reservoir-media.com/

Скажем, если вы вдруг захотите сделать хип-хоп-бит из легендарного «Владимирского централа» и выложить его на площадках, вам придется для начала попросить разрешения у наследников Михаила Круга. А вот то, насколько круглой получится сумма отчислений за использование культового шлягера, зависит от вашего умения вести переговоры. Ну или писать мелким шрифтом всякие гадости.

Следующим, практически соразмерным по прибыльности сегментом стал основной и уже всем знакомый стриминг: монетизация цифрового аудио принесла 30% от вышеупомянутых миллионов. Менее ощутимый, но все еще весомый плюс в 9% принесли доходы от синхронизации. Так в индустрии называют процесс лицензирования видео, в котором планируется использовать принадлежащий компании саундтрек.

Ну и самой небольшой по рентабельности оказалась концертная индустрия, видимо до сих пор не до конца отошедшая от пандемийных времен. Это кажется немного странным, учитывая, что 2023-й стал годом рекордно-кассовых туров Бейонсе, Элтона Джона и Тейлор Свифт, но пусть вас это не смущает. Организация эвентов — далеко не самая приоритетная сфера деятельности Reservoir Media.

Главная функция компании — цифровая дистрибуция контента, а для этого вовсе не обязательно вставать и куда-то идти. Да и концерты, как мы помним по прошлому году, можно посещать, не выходя из дома: вероятно, ваш любимый артист может неожиданно устроить онлайн-выступление в вашей любимой игре а-ля Fortnite или Minecraft.

© pvproductions/freepik.com

Интересно, что прирост выручки за дистрибуцию также разделен на два сегмента: паблишинг и монетизацию мастер-записей. Первое — это когда артист заключает договор на публикацию и распространение авторского контента. В этом случае дистрибьютор получает право на использование конкретного релиза, не претендуя на бэк-каталог исполнителя или его будущий материал.

Монетизация мастер-записей — это уже другое. Здесь Reservoir Media выступает уже как звукозаписывающий лейбл: обеспечивает запись и техническую обработку будущего материала, нанимает гострайтера для работы над текстом или продюсера-аранжировщика… В общем, непосредственно участвует в творческом процессе.

В этом случае права лейбла куда шире. Компания получает возможность самостоятельно редактировать аудио, создавать ремиксы и альтернативные версии релиза, а также претендовать на отчисления за его живое исполнение. Впрочем, взамен обладателя мастер-записи лишают полномочий на ее публичное использование без соответствующей лицензии. Таким образом, лейбл может, например, обновить звучание какого-нибудь раритетного альбома, а его дистрибуцию на цифровые платформы поручить сторонней компании.

Судя по отчету, Reservoir Media считают этот способ лицензирования более выгодным: отчисления по правообладанию мастер-записью выросли на 32%, а паблишинг — на 15%, что вдвое меньше. Впрочем, возможно, компания просто решила подтянуть отстающую ветвь монетизации.

В будущее администрация лейбла смотрит вполне уверенно: в ближайший год лейбл планирует расширить уже имеющийся музыкальный каталог, разнообразить представленные в нем жанры и инвестировать часть вырученных средств в развитие компании.

Universal Music Group

© www.universalmusic.com

Разумеется, оценивать состояние музыкального рынка невозможно без его самых известных игроков: «большой тройки» крупнейших лейблов. UMG — одна из самых влиятельных компаний мира, которой к четвертому кварталу 2023-го удалось установить новый рекорд по выручке: 3,21 миллиарда евро. В общем, за год лейбл заработал чуть больше 11 миллиардов в той же валюте.

Иными словами, объем вырученных средств UMG к концу прошлого года увеличился на 9% по сравнению с результатами 2022-го, а общий рост составил 7,4%. Примечательно, что в финальном квартале 2023-го выручка от стриминга уменьшилась приблизительно на 1,5%, однако общие показатели выросли благодаря уверенным продажам физических носителей и лицензированию.

Warner Music Group

© www.wmg.com

Еще один участник «большой тройки», концерн WMG, также обновил максимальные финансовые показатели. Общая выручка компании выросла на 17,5% и достигла рекордных 1,75 миллиарда долларов.

Таких внушительных результатов лейблу удалось добиться за счет подписания Зака Брайана и Бруно Марса, а также благодаря лицензиям на саундтрек к нашумевшему фильму «Барби» (2023).

Ощутимую лепту внес и каталог рэпера Джека Харлоу: его композиция Lovin on Me отметилась на первом месте чарта Billboard и завирусилась в TikTok.

В 2024-м компания планирует уменьшить штат работников почти на 10%, продав принадлежащие ей медиа Uproxx и HipHopDx. Сокращение кадров, по мнению руководства WMG, позитивно скажется на дальнейшем росте концерна: сделка принесет компании около 200 миллионов долларов, которые впоследствии планируется реинвестировать в расширение бизнеса.

Sony Music Entertainment

© www.sonymusic.com

Компания Sony Music Entertainment, заключительное звено «большой тройки», может, и не ставила рекордов, но показала уверенный рост: объем музыкальных отчислений к концу 2023-го вырос на 16% и составил почти 3 миллиарда долларов. Это примерно на 309 миллионов больше, чем в предыдущем квартале.

Самым успешным релизом, принесшим компании львиную долю прибыли, стал альбом американской R&B-исполнительницы SZA, вышедший еще в 2022-м. Также среди наивыгоднейших вложений SME оказались Utopia (2023) Трэвиса Скотта, Nostalgia (2023) Рода Вэйва, Think Later (2023) от Тэйт Макрэй и пластинка One More Time (2023) от легендарных Blink-182.

В предновогодний период 2023-го особенно позитивно на финансовые показатели компании повлияли выросшие прослушивания Merry Christmas (1994) от Мэрайи Кэри и альбом рождественских песен A Christmas Gift For You From Phil Spector (1963).

Believe Digital

© www.believe.com

Французская компания Believe Digital — один из ведущих дистрибьюторов музыкального контента, услуги которого представлены в 50 странах мира. Российское подразделение Believe отвечает за каталоги таких лейблов, как GazGolder, Hajime Records, Black Star, Raava Music, и многих других.

Финал 2023-го для гиганта дистрибуции выдался довольно успешным: несмотря на уже достигнутые охваты, при которых обычно процессы масштабирования бизнеса замедляются, команда Believe сумела увеличить выручку на целых 15,7%, заработав около 880 миллионов евро.

Таких результатов компании удалось достигнуть благодаря сотрудничеству со множеством крупных и развивающихся лейблов по всему миру. Через Believe было опубликовано 42 альбома, попавших во французский топ-200, выпущено 48 синглов, пополнивших топ-100 Германии, а в Великобритании спрос на аудиоконтент дистрибьютора увеличился на целых 394%. Также компания добилась впечатляющих успехов в Индии, выведя в топ 66 треков из своего каталога в чарт.

Также компания расширила зону влияния на китайском рынке, увеличив штат местного филиала на 80 человек и наладив сотрудничество с 300 звукозаписывающими лейблами.

В 2024-м руководство компании ожидает продолжения роста и к концу года планирует увеличить объемы финансовых отчислений на 20%.

Hybe

© hybecorp.com

Южнокорейский конгломерат Hybe, ранее известный под названием Big Hit Entertainment, — одна из самых быстрорастущих музыкальных компаний 2023-го: к концу года общая выручка лейбла выросла на 22,6% и составила чуть больше 2 триллионов вон. Это приблизительно 1,67 миллиарда в пересчете на доллары.

Главными источниками дохода компании стали альбомы от популярных K-pop-коллективов, таких как Seventeen, Tomorrow X Together и New Jeans. Более того, общие показатели продаж корейских артистов с 2022 года выросли почти вдвое: с 22,2 до 43,6 миллиона вон.

Также значительную долю капитала Hybe сформировала концертная индустрия: рост выручки от живых выступлений составил 39,1%, что принесло компании около 275 миллионов долларов.

Глобальный вывод, который можно сделать на основе вышеупомянутых отчетов, на самом деле всего один: музыкальный рынок неумолимо растет и, судя по оптимистичным прогнозам его ключевых участников, продолжит развиваться и в 2024-м. По крайней мере предпосылок для его падения уж точно не наблюдается.

А о других актуальных трендах и восходящих звездах мировой сцены можно узнать в нашей рубрике «Музы Пульс». Там мы каждый месяц анализируем состояние рынка и прогнозируем ближайшее будущее для его непосредственных участников.

Если вы давно задумываетесь над созданием собственного лейбла, но не решаетесь начать — возможно, сейчас самое время.

Впрочем, для того, чтобы построить по-настоящему успешную музыкальную компанию, нужно досконально изучить то, как работают все аспекты внутри индустрии. Если планируете связать свою деятельность с онлайн-монетизацией аудио, особенно внимательно стоит отнестись к функционированию цифровых платформ.

А начать можно с изучения всех преимуществ HiFi-стриминга Звук: это огромная библиотека треков в абсолютно разных стилях и жанрах, а также внушительная коллекция немузыкального контента, подкастов и аудиокниг.

Жмите на кнопку ниже и забирайте свою подписку на Звук по специальным условиям, чтобы изучение возможностей стриминга было максимально комфортным, а также получите доступ к выгодным предложениям от сервисов-партнеров.

Что такое HiFi-стриминг Звук, и как пользоваться всеми преимуществами его подписки

Mike Spirit: далеко за рамки 15-летия лейбла Highway records

Место для вашего таланта: главные музыкальные лейблы России

Отмечаем 68 лет Capitol Tower — офиса лейбла и Мекки музыкальной индустрии

Есть два стула и «Уроборос»: раскол лейбла Musica36 и его последствия