Аграрии столкнулись с проблемами в цифровизации отрасли АПК
Российская ИТ-компания "Первый Бит" провела исследование среди более чем 60 предприятий агропромышленного комплекса (АПК), в половине из которых штат насчитывает более 1000 человек, на предмет цифровизации отрасли. Исследование на площадке международной агропромышленной выставки "Агроволга" в Казани презентовал куратор направления АПК ООО "Первый Бит" Кирилл Воробьев.
Кирилл Воробьев рассказал, что 85,7% опрошенных компаний ждут от цифровизации уменьшения количества ручных операций, а больше половины компаний (52,4%) надеются на увеличение прибыли.
Главным препятствием на пути цифровизации является низкий уровень осведомленности о преимуществах ИТ-решений. Так ответили 66,7% респондентов. Следом идут низкий приоритет ИТ-технологий перед другими формами инвестиций (33,3%) и недостаточная поддержка государства (28,6%).
Нелегкий путь
У цифровизации есть трудности. Кирилл Воробьев рассказал, что самым сложным направлением для внедрения высоких технологий является растениеводство из-за длительного цикла выращивания, разрозненности систем для учета и множества интеграций. Не последнюю роль играют и изменения в документации и отчетности. Так, Кирилл Воробьев обратил внимание, что старые регламенты "Хлебнадзора" уже исключены, а новые носят рекомендательный характер.
"Самая большая проблема - это настройка регламентированного учета на стыке с оперативным. Ее решает корректно внесенная нормативно-справочная информация (НСИ). Однако это возможно только при глубоком понимании работы системы и желаемого распределения затрат. Нужно помнить, что АПК - это зачастую отложенный выпуск продукции. Сбор и распределение затрат требуют внимательности и понимания процесса. Сам регламентированный учет автоматизировать несложно. Если корректно настроено производство и НСИ, то он сработает как часы", - рассказал Кирилл Воробьев.
ИТ-директор ООО "Доставка морем" (холдинг-экспортер) Павел Конев отметил, что, согласно данным компании, меньше трети аграриев пользуются такими инструментами цифрового бизнеса, как цифровые платформы, товарная биржа и электронная торговая площадка покупателя.
"Более половины аграриев по России не используют и не планируют использовать цифровые платформы в обозримом будущем. Такую тенденцию можно связать с необходимостью адаптировать бизнес под новые инструменты. Также ограничениями могут быть неустойчивый доступ к интернету и инфраструктуре электронной коммерции", - заметил Павел Конев.
Вести с полей
Несмотря на все трудности, цифровизация в АПК идет. Генеральный директор агрохолдинга "Племенное хозяйство "Лазаревское" Кристина Романовская рассказала, что в компании разработан долгосрочный план цифровизации.
"Мы начали с управленческого учета и агрономии, постепенно оцифровываем склады, свинокомплекс, ферму крупного рогатого скота и мясокомбинат. Два самых крупных проекта - мониторинг посевов при помощи беспилотного летательного аппарата и стартап по неинвазивному взвешиванию свиней. Отечественный агродрон вертикального взлета и посадки мы запустили совместно с университетом "Иннополис" для геоскаутинга. Дрон имеет высокую автономность - на одном баке топлива с полезной нагрузкой в виде камеры он летает до пяти часов, покрывая примерно 100 кв.км за вылет. Технология подразумевает интеграцию разных и популярных на рынке полезных нагрузок - лидары, мультиспектральные камеры, тепловизоры и различное геодезическое оборудование. Стартовая стоимость нового аппарата составляет 4,9 млн руб., приобретение агрохолдинга "Лазаревское" обошлось в 10 млн руб. В перспективе мы рассматриваем приобретение агродронов для обработки полей средствами защиты растений", - сообщила Кристина Романовская.
Помимо цифровизации, на базе агрохолдинга идет разработка цифрового сервиса Pig scale. Им занимается дочернее предприятие компании - ООО "Лазаревское тех". По словам Кристины Романовской, приложение анализирует данные, связанные с популяцией, поведением животных и графиком набора веса.
Некоторые компании АПК начали цифровизацию давно. Генеральный директор АО "Агрохолдинг "Степь" Андрей Недужко рассказал, что компания внедряет цифровые разработки с момента создания.
"Мы применяем цифровые инструменты на всех этапах сельхозпроизводства - от планирования севооборота до сбора и учета урожая. В агрохолдинге уже несколько лет функционирует центр, который занимается разработкой новых технологий производства, образцов сельхозтехники и цифрового оборудования, участвует в коллаборациях с вузами и научно-исследовательскими институтами. Компания внедряет машинное зрение для анализа посевов на полях, применяет цифровую аналитическую модель при расчете структуры посевных площадей, маржинальности производственных процессов, создает цифровые двойники полей и многое другое. В 2024 г. "Степь" запустила проект по изготовлению деталей с помощью 3D-печати на базе агрохолдинга", - рассказал Андрей Недужко.
По его мнению, у всех сфер АПК одни и те же проблемы цифровизации: дефицит кадров, трудности с обучением и переквалификацией персонала, который ранее не работал с цифровыми инструментами. Не последнюю роль может сыграть и уход с российского рынка зарубежных подрядчиков и поставщиков цифровых технологий для сельского хозяйства.
"Цифровизация в агрохолдинге "Степь" находится на высоком уровне. В планах - масштабировать внедрение высокотехнологичных систем на всех этапах производства", - заключил Андрей Недужко.