Создание системообразующих ТСО повысит надежность энергоснабжения в регионах
В Государственной Думе завершилась работа над законопроектом, который призван повысить надежность и эффективность функционирования электросетевого хозяйства. Речь о ФЗ № 594962-8, которым в закон "Об электроэнергетике" и другие нормативные акты вносится ряд изменений, предусматривающих, в частности, создание в субъектах РФ единых центров ответственности - системообразующих территориальных сетевых организаций (СТСО). Сегодня документ был принят сразу во втором и третьем чтениях.
Напомним: законопроект внесен в парламент правительством страны 5 апреля 2024 года, 22 мая одобрен в первом чтении. Все это время он активно обсуждался профессиональным сообществом и дорабатывался: поступило более 60 замечаний и предложений, касающихся механизмов работы СТСО, принятия тарифных решений и т. д. Во втором чтении в документ внесено 46 поправок. Но концепция осталась неизменной и поддерживается всеми заинтересованными сторонами, поскольку продиктована необходимостью повышения ответственности в сфере электроснабжения и дальнейшего очищения отрасли от недобросовестных и неэффективных игроков.
Экзамен на профпригодность
Наведение порядка в энергетике поэтапно идет уже несколько лет. В результате чубайсовских реформ возможность вести бизнес в этой сфере получили, можно сказать, все кому не лень, что привело к негативным последствиям. Поэтому, учитывая степень влияния сетевого комплекса на экономику и энергобезопасность страны, государство начало принимать меры к вытеснению с рынка безответственных или не обладающих достаточными ресурсами и компетенциями участников. В частности, происходит ужесточение критериев для сохранения компаниями статуса территориальных сетевых организаций (ТСО): с 2023 года каждая из них обязана иметь в собственности не менее 20 километров сетей и располагать оборудованием мощностью до 15 МВА. В 2024-м параметры увеличены до 50 километров и 30 МВА, в 2025-м их доведут до 300 километров и 150 МВА.
Однако замминистра энергетики РФ Евгений Грабчак, выступая в марте этого года на заседании профильного комитета Госдумы, отметил, что недобросовестные собственники уже адаптировались к новым правилам и осуществляют фиктивное объединение активов. В результате 34 процента из 988 оставшихся на рынке ТСО не удовлетворяют минимальным требованиям по обеспечению надежности функционирования сети. Грабчак напомнил, что в 2020 году в стране было 1700 таких организаций, а по завершении второго этапа консолидации ТСО к началу 2025 года должно остаться не более 400 - по 3-5 в каждом регионе.
Принятие закона об СТСО призвано стать еще одним шагом в этом направлении, способствовать повышению надежности и эффективности сетевого хозяйства.
Для жителей УрФО минувшая суровая зима стала, пожалуй, самым весомым аргументом в пользу консолидации сетевых активов
- Создание единых центров ответственности за энергоснабжение потребителей на уровне регионов и повышение ответственности ТСО за обеспечение надежности были заложены в поручение президента РФ от 17 февраля 2022 года. При этом во главу угла должны быть поставлены не только размеры и количественные критерии, а качество, эффективность и надежность работы ТСО, - подчеркнул глава комитета по энергетике Госдумы Павел Завальный, представляя коллегам заключение по законопроекту 8 мая.
Итак, согласно документу, в каждом российском регионе появится системообразующая ТСО (в Москве их будет две), которая будет работать с потребителями и энергосбытовыми организациями в режиме "одного окна", а также эксплуатировать бесхозные объекты электросетевого хозяйства и устранять масштабные аварии на сетях прочих ТСО (по решению региональных штабов по обеспечению безопасности электроснабжения). Понятно, что выполнять такие обязанности смогут лишь крупнейшие сетевые компании, доказавшие свою эффективность. Подтверждать соответствие критериям, утверждаемым правительством страны, им придется каждые пять лет, а принимать решение о наделении статусом СТСО будут губернаторы.
Проверка ледяным дождем
По словам Павла Завального, "принятое на начальном этапе реформы электроэнергетики решение о приватизации электросетей было ошибкой. Передача электроэнергии относится к естественно-монопольным видам деятельности, и раздробление объектов электросетевого комплекса, растаскивание ответственности по множеству небольших компаний пагубно сказывается на надежности".
Для жителей УрФО минувшая суровая зима стала, пожалуй, самым весомым аргументом в пользу консолидации сетевых активов: когда в сильные морозы инфраструктура нескольких поселков не выдержала сверхнормативных нагрузок, неизвестно, какими были бы последствия, если бы на помощь мелким ТСО не пришли их коллеги из компаний "Россети Урал" и "Россети Тюмень". В начале мая, когда на Урал обрушились снегопады с ледяным дождем и ударили морозы, энергетики крупнейших сетевых организаций несколько дней круглосуточно восстанавливали оборванные упавшими деревьями линии электропередачи. Можно с полной уверенностью утверждать: ни одной маленькой тэсэошке такие подвиги не по плечу. Так что новый закон закрепляет ту практику, которая и так по факту существует.
Поэтому однозначно за укрупнение сетевых организаций региональные власти, которые отвечают за обеспечение нормальных условий жизни населения.
- Централизация функций - это, конечно же, хорошо! Во-первых, появляются более профессиональные участники рынка, выполняющие все инвестиционные обязательства и мероприятия ремонтных кампаний. Во-вторых, в регионе формируется единая техническая политика - уходит "лоскутное одеяло", когда на одной сети было несколько сетевых организаций, что зачастую приводило к конфликту интересов, потому что каждый старался натянуть это одеяло на себя, порой в ущерб потребителям, - рассуждает директор департамента ЖКХ Тюменской области Семен Тегенцев.
Заместитель председателя Законодательного собрания Челябинской области Павел Киселев на совместном заседании комитетов Союза промышленников и предпринимателей и ТПП привел такие данные: в 2020 году только на Южном Урале насчитывалось около 120 территориальных сетевых организаций. По причине большого количество ТСО отсутствовали эффективные механизмы проведения единой технической политики, следствием стали высокие потери в сетях, низкие показатели надежности, перераспределение части котловой выручки в пользу низкоэффективных ТСО. По данным Минэнерго РФ, средний возраст объектов электросетевого хозяйства напряжением 35 киловольт и ниже составляет 50-70 лет, соответственно аварийность в этом секторе наиболее высокая.
Аналогичная ситуация по всей стране, и ее сохранение означало бы дальнейшее недофинансирование и упадок сетевого хозяйства, а значит, повышение рисков серьезных аварий и отсутствие ответственности за их последствия.
- В Тюменской области сегодня всего 13 ТСО и есть все предпосылки для обеспечения надежной эксплуатации электросетевого хозяйства. Так что в законодательных новеллах мы видим только плюсы, - резюмирует Семен Тегенцев.
Монополии не будет
По словам Тегенцева, статус СТСО, помимо исключительного права оказывать потребителям услуги по передаче электроэнергии, налагает на компанию очень много обязанностей. Нести эту ношу объективно готовы далеко не все ТСО, даже крупные. Понятно, что у государственных компаний и ресурсы больше, и ответственность выше. Поэтому с высокой долей вероятности можно предположить, что системообразующими станут ТСО, входящие в федеральный электросетевой холдинг.
- Помимо повышения надежности за счет механизмов единой технической политики, появление системообразующей территориальной сетевой организации позволит более эффективно расходовать тарифные средства. Закон предусматривает участие СТСО в рассмотрении и выдаче заключений по инвестиционным программам прочих компаний. Это обеспечит синхронизацию схем территориального планирования субъектов РФ со схемами и программами перспективного развития электроэнергетики, - отметила генеральный директор "Россети Тюмень" Елена Бакланова.
По мнению крупнейших игроков рынка, опасения в том, что принятие закона о СТСО - путь к монополизации, беспочвенны.
- СТСО - это прежде всего организация с социальной функцией и функцией обеспечения энергетической безопасности. Документ не дает СТСО прав на принудительную консолидацию всех сетей и устранение прочих ТСО, не предусматривает принудительное изъятие у них сетей, - подчеркивает Сергей Золотарев, директор филиала "Россети Урал" - "Челябэнерго".
Как отмечалось в Госдуме, прочие ТСО, соответствующие установленным правительством критериям, продолжат деятельность, для них экономические условия остаются прежними. Изменению подлежит только договорная схема отношений с потребителями услуг, в которую включается СТСО как гарант надежности энергоснабжения.
Что касается вопросов тарифного регулирования, вызывающих беспокойство у некоторых экспертов, разработчики законопроекта утверждают: экономический анализ оценки тарифных последствий показал, что роста стоимости услуг для потребителей не прогнозируется. Более того, "эффект масштаба" должен привести к сокращению затрат. По информации Павла Киселева, из-за изменения подхода к регулированию и сокращения количества ТСО экономия составит около 44 миллиардов рублей, которые можно будет направить на приведение к нормативу объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
Так или иначе, чтобы снять все возможные риски, при подготовке законопроекта ко второму чтению депутаты рассмотрели десятки замечаний и предложений представителей профсообщества, значительная часть из них вошла в окончательную редакцию документа.
Кстати
Помимо статуса СТСО изменения в закон "Об электроэнергетике" создают правовые условия для организации в отрасли дистанционного управления. Совершенствование систем дистанционного управления и дальнейшая цифровизация сетевого комплекса позволят создать эффективный механизм расследования причин аварий и инцидентов, классифицировать технологические нарушения на объектах электроэнергетики по критериям рисков и угроз.