Учёные выяснили как компании обманывают покупателей в интернете

Предполагалось‚ что благодаря интернету потребители смогут узнать больше информации о товарах. Однако некоторые компании используют цифровые технологии для того‚ чтобы запутать покупателей.

Бизнес научился использовать онлайн-среду, чтобы увеличить свою прибыль. Он влияет на выбор потребителей, в том числе вводя людей в заблуждение и пользуясь их невнимательностью. К таким выводам приходит доктор экономических наук, профессор МГУ Надежда Розанова в статье «Современный потребитель: в тенетах цифровой экономики», передаёт «Коммерсантъ».

Компаниям помогают технологии искусственного интеллекта. Они позволяют компаниям отслеживать предпочтения покупателей и при поиске показывать им информацию, нацеленную на то, чтобы убедить купить конкретный товар.

Экономист выделяет три ключевые стратегии запутывания:

Прямой обман. Клиентов убеждают в сравнительно низкой цене, но навязывают оплату дополнительных услуг. Примеры: кредитные карты банков с низкой ставкой, но с ограничениями на использование; авиабилеты без багажа.Путаница. Компании искажают характеристики товаров или применяют сложное ценообразование, так что клиентам сложно сравнить различные предложения. Пример: пакеты услуг сотовых операторов.Помехи. Компании затрудняют поиск товара и информации о нём, что ведёт к покупкам безальтернативных предложений по завышенной цене. Пример: Amazon с предпочтениями товара на 17% дороже альтернатив.

Другие методы запутывания клиентов:

«капельное ценообразование» — низкая стоимость товара сопровождается дополнительными сборами и налогами;«цена под покровом» — мелкий шрифт ценника.

При этом чем выше издержки компаний, тем более высокий уровень запутывания они выбирают. По подсчётам американских экономистов, с помощью запутывания компании увеличивают свою прибыль. Например, при сокрытии полной цены доставки маржинальная надбавка возрастает с 3–6% до 12%, а выручка увеличивается на 5–7%. Сколько при этом теряют потребители, неизвестно.

Формально ценовое запутывание не является незаконным, однако Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) пресекает использование мелкого шрифта в рекламе и штрафует компании за навязывание услуг.

Однако вмешательство государства может ухудшить ситуацию: под давлением регулятора крупный бизнес сократит использование таких практик, усилится конкуренция на рынке, и стратегии запутывания начнут использовать небольшие компании-аутсайдеры. По мнению экономиста, регулирование будет более результативным в условиях симметричного рынка, когда продавцы примерно одинаковы по размерам и долям.