Войти в почту

Правила трансляции рекламы в дни траура хотят изменить

По действующему законодательству не допускается размещение рекламы в телепрограммах в дни траура, объявленные по всей России. При этом такое правило не распространяется на дни траура, объявленные в отдельных субъектах. Когда рекламу показывать можно, а когда нельзя, уточнили в кабмине, где подготовили поправки в соответствующий закон. Проект документа опубликован на портале проектов нормативных актов 1 июля.

Правила трансляции рекламы в дни траура хотят изменить
© Парламентская газета

Исключительно по указу главы государства

В кабмине разработали поправки в Закон «О рекламе». В частности, документом уточняется, когда именно нельзя показывать рекламу по телевизору в дни траура. Сейчас такой запрет уже действует в те дни, когда траур объявлен по всей России. При этом он не распространяется на местные дни скорби, объявленные в отдельных субъектах.

Как отмечается в пояснительной записке к внесенному законопроекту, это «вызывает правовую неопределенность в связи с неоднозначностью толкования нормы». Чтобы вопросов не оставалось, в новой версии закона о рекламе предлагают написать, что запрет на рекламу в телепрограммах и радиопрограммах будет действовать только в дни траура, объявленные исключительно указом президента.

Если в правоприменении действующая формулировка закона трактуется неоднозначно, то ее целесообразно уточнить, считает зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. При этом, по мнению депутата, «логично, что объявленные в отдельном регионе дни траура влекут запрет рекламы на это время в данном субъекте Российской Федерации: отдельный регион — это территория России. В нем как в капле воды отражается все, что происходит на федеральном уровне, — и наоборот».

Три минуты на радио и пять на ТВ о вреде алкоголя

Среди других нововведений — уточнение правил размещения информации о вреде алкоголя в рекламе. Напомним, по действующим нормам в теле- и радиоэфирах можно рекламировать вина и шампанское из российского винограда, произведенные на территории страны. При этом по закону о рекламе любая такая информация должна сопровождаться предупреждением о вреде алкоголя. Например, на рекламных щитах и билбордах соответствующие надписи обязаны занимать не менее 10 процентов площади. Такое же предупреждение в телеэфирах должно длиться не менее пяти секунд, а в радиоэфирах — не менее трех секунд, считают в кабмине.

Кроме того, документом уточняются нормы, регулирующие распространение рекламы товаров при дистанционном способе их продажи. Согласно действующему законодательству, в рекламе таких товаров должны быть указаны полные сведения о продавце, например для юрлиц — это название компании, место ее расположения, а также государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, а для физлиц — фамилия, имя, отчество, государственный регистрационный номер записи о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Подготовленные поправки позволяют размещать необходимую информацию о продавце посредством указания ресурса в интернете — источника такой информации.

Также законопроектом предлагается исключить из сферы распространения Закона «О рекламе» справочные, информационные и аналитические материалы — обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний, опросы общественного мнения, — если они не продвигают конкретный товар на рынке. Кроме того, из-под понятия рекламы выводится «информация о товаре, его производителе, размещенная на информационном ресурсе производителя, продавца или владельца агрегатора, не содержащая сведений рекламного характера».

Институт предупреждения в интересах потребителей

Еще одна новелла законопроекта вводит в России понятие «институт предупреждения при нарушении законодательства о рекламе». Как отмечается в пояснении к документу, «зачастую добросовестные участники рекламного рынка, в том числе являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, допускают некоторые нарушения в силу неосведомленности о последних изменениях законодательства о рекламе, в том числе в силу низкой правовой грамотности, а также отсутствия в штате юриста, при этом умысла в совершении правонарушений такие организации, как правило, не имеют».

В связи с этим предлагается не штрафовать, а предупреждать компании, которые совершили некоторые правонарушение впервые, например: не указали возрастную отметку в рекламе продукции, забыли предупредить о вреде алкоголя или о наличии противопоказаний лекарств и так далее. «Такой подход будет способствовать поддержанию экономической стабильности рекламного рынка, в том числе поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях сложившейся экономической ситуации», — отмечается в пояснительной записке.

С такой позицией согласен и председатель Союза потребителей России Петр Шелищ: «Расширение применения предупреждений при первом нарушении обязательных требований, если оно не повлекло существенного вреда охраняемым законом ценностям, в тренде госполитики последних лет. Мы это поддерживаем, поскольку санкции, налагаемые на нарушителей, в том числе требований к рекламе, в конечном счете оплачивает потребитель через розничную цену», — сказал эксперт «Парламентской газете».