Почему «Аэрофлот» не хочет летать на Ту-214

В начале июня во время ПМЭФ гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский заявил о намерении отказаться от планов покупки Sj 100 и Ту-214 и заменить их на МС-21. Сообщение взбудоражило сообщество и вызвало жаркие дискуссии об истинных причинах такого разворота. Ведь Ту-214 – сертифицированные летающие самолеты, которыми можно оперативно пополнить парк, в то время как МС-21 пока существуют только в опытных экземплярах. Мы поговорили с экспертами из авиаотрасли о возможной подоплеке решения нацперевозчика.

Изначально контракт «Аэрофлота» с Объединенной авиастроительной корпорацией предусматривал, что до 2030 года группа получит 210 лайнеров МС-21, 89 импортозамещенных суперджетов и 40 Ту-214.

Комплексную программу развития авиаотрасли, принятую в 2022 году, корректировали несколько раз. В ноябре 2023-го начало поставок суперджетов и Ту-214 передвинули на 2024 год. 16 мая стало известно, что суперджетов ждать ранее 2026 года не стоит, а МС-21 уходит с 2024 на 2025 год. При этом Ту-214 в этом году построят в единственном экземпляре, хотя планировалось семь. В 2025-м ожидается не 10, а всего четыре «туполевых».

Восстановление отечественного авиафлота – задача непростая. МС-21 пока проходит испытания в опытной версии. Что касается суперджетов, то после замещения импортных узлов и агрегатов машину фактически надо сертифицировать заново. Весь процесс может потребовать годы.

Перспективы эксплуатации Ту-214, первые экземпляры которого поднялись в небо еще в 1996 году, выглядят гораздо более прогнозируемо. Это проверенный и допущенный к полетам на коммерческих линиях тип воздушного судна. Ранее он был в парке «Трансаэро», «Владивосток Авиа», «Кавминводыавиа», а когда-то Ту-204 имелись и в самом «Аэрофлоте».

В Red Wings Ту-214 активно использовались вплоть до 2017 года, а с 2023-го один восстановленный борт вернули в парк.

Чтобы понять, почему «Аэрофлот» не хочет летать на Ту-214, стоит вспомнить замечания, выдвигавшиеся перевозчиком. Еще в декабре 2022 года Сергей Александровский говорил, что «Аэрофлот» не откажется от своего требования переделать кабину Ту-214 под двух членов экипажа.

В Ту-214, который вырос из Ту-204, разработанного еще в СССР, предусмотрено третье рабочее место – для бортинженера. Он «разгружает» пилотов и тем самым способствует повышению безопасности полетов, но в современной гражданской авиации функции бортинженеров выполняет автоматика. Поэтому в штате «Аэрофлота» их просто нет.

Однако наблюдатели отмечают, что другие перевозчики находят возможность эксплуатировать Ту-214. Самолеты этой марки составляют основу флота СЛО «Россия», услугами которого пользуются первые лица государства. В декабре прошлого года один Ту-214 после восстановления летной годности вновь поступил в распоряжение Red Wings. Кстати, в мае этот перевозчик совместно с Казанским авиационным учебным центром начал подготовку бортинженеров.

«Даже в период временного отказа от использования Ту-204/214 на регулярных маршрутах авиакомпания продолжала успешную эксплуатацию ВС данного типа, обслуживая VIP-авиацию. Поэтому штат бортинженеров укомплектован», – рассказала «ТурДому» пресс-секретарь Red Wings Дарья Раздобудкина. Как объяснили в авиакомпании, при среднем налете в 280–320 летных часов в месяц требуется от четырех до пяти бортинженеров на одно воздушное судно.

Теоретически обучение и прием на работу мог бы наладить и «Аэрофлот». Главред отраслевого ресурса «Авиа.ру» Роман Гусаров считает, что при желании проблему с нехваткой бортинженеров можно было решить. По его словам, подоплека отказа «Аэрофлота» от Ту-214 – сугубо экономическая. Чтобы обслуживать эти самолеты, «Аэрофлоту» придется создавать под них инфраструктуру, в том числе нанимать людей. Это было бы оправданно, если бы речь шла о поставке сотни самолетов, но распыляться ради приема в парк единичных машин невыгодно. С этой точки зрения сделать ставку на единообразие парка и дождаться поставок МС-21 действительно логичнее.

По словам Гусарова, больших объемов производства Ту-214 в ближайшее время явно ожидать не стоит. В прежние годы Казанский авиазавод строил от одного до трех Ту-214 в год. Чтобы кратно увеличить это количество, нужно нарастить производственную базу – найти станки, материалы и, главное, квалифицированных инженеров, которых не хватает. Поэтому Ту-214 продолжат поступать в ограниченном количестве.

Эти претензии к Ту-214 не единственные. Еще в мае 2023-го нацперевозчик выставил список из 99 изменений, которые нужно внести, чтобы салон соответствовал стандартам «Аэрофлота». Они увеличивают стоимость производства и еще больше ставят под сомнение выполнение сроков поставок. Хотя ценностью «тушек» считается именно возможность производить их «как есть», здесь и сейчас.

«Изначально складывалось ощущение, что перевозчик пытается любыми способами отказаться от приобретения этих лайнеров», – пишет «Бизнес-Онлайн». «Аэрофлоту» припоминают его стремление стать люксовой авиакомпанией, чье руководство делало ставку на зарубежную технику и скептически относилось к возможностям отечественной.

Эксперты предполагают: перевозчик занял отстраненную позицию, которая «противоречит логике строительства нового гражданского воздушного флота», – а по ней производители и авиакомпании, «как в советские времена», действуют совместно. Нельзя исключать и то, что «Аэрофлот» тянет время, рассчитывая дождаться окончания СВО и продолжить летать на иномарках. Наши собеседники из авиаотрасли говорили, что наблюдают признаки брожения умов западных производителей авиатехники из-за потери российского рынка и не исключают поиска путей их возвращения в Россию уже через несколько лет.