Войти в почту

Казахстанская Polymetal заявила о планах SocGen и Raiffeisen разорвать отношения

Казахстанская золотодобывающая компания Polymetal International, в скором времени поменяющая название на Solidcore и в марте 2024 года продавшая свои российские предприятия, говорит, что продолжает “расплачиваться” за свое “санкционное прошлое” в отношениях с банками и поставщиками. Об этом в интервью Financial Times рассказал исполнительный директор Виталий Несис.

Казахстанская Polymetal заявила о планах SocGen и Raiffeisen разорвать отношения
© Frank Media

По словам Несиса, компания была вынужден обратиться к китайским поставщикам за оборудованием после отказа от сотрудничества со стороны западных компаний. Ей также приходится искать альтернативные пути финансирования, поскольку европейские банки, включая Société Générale и Raiffeisen, хотят разорвать с ней отношения после погашения кредитов.

«Несмотря на огромные денежные средства, мы оказались в очень сложном положении. Нам нужно построить большой и сложный объект без доступа к внешнему финансированию (речь идет о строительстве собственной обогатительной фабрики в Казахстане за $800 млн — прим. FM) с ключевым источником прибыли, находящимся под постоянной угрозой санкций, — сказал он. — Картина совсем не радужная». По его оценке, “геополитическая тень”, связанная с антироссийскими санкциями , будет “нависать” над компанией еще несколько лет.

Сейчас казахстанская Polymetal вынуждена работать с китайскими поставщиками при строительстве фабрики, поскольку поставщики оборудования из Великобритании, Германии и Франции отказались от сотрудничества с ней. Это, по словам Несиса, «создает дополнительные неудобства». «Промышленная реальность такова, что мы можем купить все в Китае, но мы хотели использовать уже знакомое нам оборудование», — добавил он.

Кроме проблем с поставщиками, у компании также возникли трудности с банками. Несис говорит, что европейские банки стремятся разорвать отношения, как только их кредиты будут погашены, несмотря на то, что Polymetal соблюдает все санкции. Всего компания должна выплатить Raiffeisen, Société Générale и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) $400 млн в ближайшие 24 месяца. «Эти банки “терпят” существующие кредиты до тех пор, пока мы соблюдаем санкции. У этих банков практически нет желания продолжать эти отношения, — сказал он. — По мере того как мы будем выводить из эксплуатации эти объекты, нам предстоит очень сложная задача — наладить отношения с другими банками. … скорее всего, это будут американские банки». SocGen и Raiffeisen отказались от комментариев.

Компания, по словам Несиса, также изучает возможности привлечения финансирования от ЕБРР и за счет облигаций, номинированных в юанях и выпущенных иностранными продавцами. Несис исключил возможность немедленного возвращения в Лондон любой ценой. Он утверждает, что для того, чтобы бизнес стал значимым для западных инвесторов, необходимо, чтобы его рыночная капитализация составляла не менее $4 млрд и чтобы в течение пяти лет компания удвоила производство до 1 млн унций в год. Однако он предупредил, что центральноазиатские золотодобытчики никогда не будут “столь же привлекательны” после того, как инвесторы понесли огромные убытки на котирующихся в Лондоне российских золотодобывающих компаниях, таких как Petropavlovsk и Polyus.

Минфин США мае 2023 года ввел санкции против российских активов, которые продал Polymetal, но предоставил гарантии, что казахская компания все еще может отправлять свое сырье на переработку в Амурск при соблюдении определенных условий.

Казахстанская Polymetal International 11 марта объявила , что закрыла сделку по продаже российского бизнеса, сконцентрированного на холдинге «Полиметалл», компании «Мангазея Плюс» (входит в группу «Мангазея» Сергея Ячункова). Сделка включает денежную часть в размере $1,479 млрд, из которых $1,429 млрд составят дивиденды, выплаченные российской «Полиметалл» в пользу казахстанской Polymetal до закрытия сделки, и $50 млн — выплаты денежных средств покупателем продавцу. Кроме того, сделка включает чистый долг в $2,21 млрд, который останется на балансе российской компании и, таким образом, уменьшит консолидированный долг казахстанской Polymetal.

В августе прошлого года Polymetal завершила редомициляцию (перерегистрацию компании в другой стране ) с острова Джерси (Великобритания) в Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) в Казахстане. В январе этого года казахстанская компания сообщила о том, что ее крупнейший акционер — группа ИСТ Александра Несиса — вышла из ее капитала: почти 24% ее акций приобрел консорциум оманских инвесторов (среди них — Maaden International Investment), став крупнейшей группой владельцев.

Акции Polymetal торгуются на Астанинской фондовой бирже (AIX), а также Московской бирже. Ранее бумаги компании также торговались на Лондонской фондовой бирже (LSE), однако в прошлом году перестали. Впрочем, Александр Несис утверждал , что может возобновить листинг Polymetal на LSE после продажи российского бизнеса.