ФАС оштрафовала "Яндекс" за рекламу выпускных работ
14 февраля 2024 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) возбудила дело по признакам нарушения закона о рекламе в отношении рекламодателя - консультанта студентов Work 5 и рекламораспространителя ООО "Яндекс". "В случае установления нарушения организации будут привлечены к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ", - сказано в сообщении ФАС.
14 июня 2024 г. в сообщении ФАС отметила, что "Яндекс" нарушил запрет на рекламу услуг по написанию выпускных квалификационных работ.
11 ноября 2018 г. вступил в силу Федеральный закон №383-ФЗ, который дополнил Федеральный закон "О рекламе": за нарушение правил распространения рекламы сервисов по написанию студенческих работ для физических лиц предусмотрен штраф в размере от 2000 руб. до 2,5 тыс. руб., для должностных лиц - от 4000 руб. до 20 тыс. руб., для юрлиц - от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
ФАС уже обращала внимание на незаконную деятельность "Яндекса". В сообщении антимонопольной службы от 20 ноября 2023 г. сказано, что ранее в ФАС подал жалобу гражданин на рекламу онлайн-подписки "Яндекс.Плюс": "В рекламе подписки компания указывала более низкую цену услуги со скидкой 44%, которая не соответствовала действительности. При попытке приобрести подписку по указанной цене заявителю было отказано в покупке. Таким образом, потребители получали неверную информацию о стоимости услуги".
На вопрос корреспондента ComNews, какую сумму штрафа антимонопольное ведомство определило "Яндексу" за нарушение запрета на рекламу услуг по написанию выпускных квалификационных работ, представитель пресс-службы ФАС не ответил, а в ответ на вопрос о том, сколько должно поступить жалоб, чтобы подобный запрос служба рассмотрела, рассказал, что достаточно одного обращения.
Партнер юридической компании "Варшавский и партнеры" Михаил Герман сообщил, что контроль со стороны ФАС России и его территориальных органов за рекламой и ее соответствием требованиям действующего законодательства на протяжении последних лет является одним из ключевых направлений деятельности службы, о чем не раз говорили представители ФАС: "Случай с сервисом Work 5 не единичный. До этого были производства и привлечение к административной ответственности и банков, входящих в топ-10 по стране, и мобильных операторов и многих других. Не являются исключением и юридические фирмы, одну из которых не так давно привлекли к административной ответственности за использование в рекламе ссылок на адвокатский статус сотрудников. В случае с "Яндексом", который является крупнейшим поисковиком в России и тесно связан с размещением рекламной продукции, такие разбирательства не редкость. Следует отметить, что сама компания активно оспаривает такие нарушения, однако результат бывает зачастую не в пользу "Яндекса", - поведал Михаил Герман.
Основатель юридической компании Future Legal Павел Катков отметил, что эти случаи явно не единичны, иначе законодатель не стал бы тратить время и силы на принятие этой нормы (пункт 10 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе"). Он обратил внимание, что нарушает не совсем "Яндекс", а его рекламодатели: "Что не избавляет его от ответственности в качестве информационного посредника. Развитие этого института началось в 2013 г. с принятием ст.1253.1 ГК РФ в рамках антипиратского закона №187-ФЗ и продолжается по сей день".
На запрос корреспондента ComNews пресс-служба "Яндекса" не ответила.