Войти в почту

Бум IPO: как меняется российский рынок и какие компании еще ждать в 2024 году

Михаил Алтынов - Директор по инвестициям ИК «Питер Траст». В последнее время активно обсуждается IPO, и эта тема неспроста набирает популярность. В 2022 году на IPO вышла всего одна компания — Whoosh, а в 2023 году этот показатель увеличился до семи игроков. В 2024 году тенденция прошлого года сохраняется: за первый квартал IPO провели уже три российские компании, и как минимум пять объявили о намерении выйти на биржу до конца года. Как трансформируется российский рынок первичных размещений и почему наблюдается такой интерес? Кого еще стоит ожидать в 2024 году на бирже? Сергей Гунеев / РИА Новости Бум на рынке первичных размещений Интерес к рынку IPO объясняется просто — некоторые российские компании решили воспользоваться «окном возможностей», периодом благоприятной рыночной конъюнктуры. Фактически выход на IPO стал единственным способом привлечь деньги, так как кредиты для бизнеса из-за высокой ставки компаниям невыгодны, а с учетом декларируемого курса на ужесточение денежно-кредитной политики со стороны Центробанка надежды на изменение ставки в меньшую сторону до конца года практически нет, поэтому в конце 2023-го — начале 2024 года тема IPO стала популярной, спрос был иногда ажиотажным. На рынок вышли самые разные компании от производителей программного обеспечения «Диасофт» и группы «Астра» до производителя одежды Henderson. В основном эти размещения прошли успешно, книга заявок была переподписана, и спрос превысил предложение. Однако стоит учитывать несколько факторов. Во-первых, на рынок выходят преимущественно компании малой и средней капитализации, которые привлекают инвесторов возможностью спекулятивного роста курса акций. Во-вторых, free-float размещения чрезвычайно невелик и почти никогда не превышает 10%, что просто чудовищно мало по сравнению с голубыми фишками. Фактически это означает максимальную волатильность курса акций — любой активный продавец или покупатель может обрушить курс. Неслучайно Центробанк предложил ввести требование по поводу минимального free-float, но воз и ныне там. В-третьих, сами эмитенты могут быть недостаточно прозрачны — например, прямо перед размещением компания может заплатить себе дивиденды, практика просто невиданная на развитых рынках. Как меняется российский рынок первичных размещений Последний этап размещений очень серьезно отличается от предыдущих — в первую очередь тем, что теперь акции компаний покупают исключительно резиденты (нерезиденты остались за пределами российского финансового контура) и в основном розничные инвесторы. Новый период из-за отсутствия инвесторов-нерезидентов сокрушительным образом отличается по количеству и объемам сделок. Средний объем привлечения тогда ($600 млн) и сейчас ($70 млн) расходятся на порядок. Также стоит обратить внимание на долю приватизационных сделок на первом этапе в 38% и 0% на текущем. При этом сам интерес россиян — розничных инвесторов к формату IPO во многом был сформирован брокерскими компаниям, предлагавшими в свое время поучаствовать в размещении на американском рынке, и только затем эта волна перекинулась на Россию. При этом иногда этот интерес приобретает экзотическую форму — в апреле Мосбиржа объявила о намерении запустить pre-IPO платформу во втором квартале 2024 года. Традиционно внебиржевой рынок является рынком слаборегулируемым, по сути, аналогом венчурного финансирования для компаний, и в России он остается практически несформированным. Риски инвесторов и при участии в IPO достаточно высоки, а здесь они повышаются еще больше. Кроме того, сегмент pre-IPO может отличать и более низкая ликвидность, компания может не выйти в итоге на биржу, и все инвестиции розничных инвесторов окажутся невостребованными. О планах выхода на IPO в ближайший год-два заявили целый ряд компаний, представители самых разных отраслей — это производитель ювелирных украшений Sokolov, медицинская сеть «Медси», фармацевтическая сеть «Биннофарм», сеть отелей Сosmos и многие другие. Среди наиболее интересных потенциальных эмитентов — российская ИТ-компания IVA Technologies, способная заменить сервисы Zoom и Microsoft в России. Компания работает на перспективном рынке отечественного софта для корпоративных коммуникаций: видеосвязь, мессенджеры, почта и пр. В ближайшие пять лет выручка компании может расти на 52% в год. При этом маржинальность может оставаться очень высокой — на уровне 67%. Перспективы развития рынка IPO в России Долгосрочные оценки пока представляются неуместными из-за короткой истории развития IPO в России. На сегодняшний день количество таких сделок невероятно мало: в 2021 году было 7 размещений, в 2022 году — одно, в 2023 году — 8, в 2024 году — 5 IPO. При этом выбор метода инвестирования в IPO является сложным и индивидуальным вопросом, который каждый инвестор должен решать самостоятельно. Можно напрямую поучаствовать в размещении либо купить различные продукты управляющих компаний и инвестиционных фондов — здесь каждый инвестор должен принимать решение для себя сам. Но важно помнить, что после выхода на биржу акции компании могут как вырасти, так и упасть — статистика показывает, что в среднем это происходит с вероятностью примерно 50%. В целом, пока слишком рано для чрезмерно оптимистичных оценок будущего IPO-рынка в России. Во многом развитие этого рынка происходит в условиях безысходности — слишком высоких ставок по кредитам в условиях максимальной ключевой ставки. В случае снижения ключевой ставки у компаний появятся более гибкие инструменты для привлечения финансирования, в том числе через кредиты, однако мы не ожидаем таких изменений в течение 2024 года.

Бум IPO: как меняется российский рынок и какие компании еще ждать в 2024 году
© Инвест-Форсайт