Что означают попытки западных брендов вернуться на российский рынок: отвечает экономист

Борьба за бренды Американский гигант в сфере продуктов питания The Coca-Cola Company подал в Роспатент три заявки на регистрацию товарных знаков: Coca-Cola, Sprite и Fanta. Напомним, продукция под этими брендами пропала с полок магазинов в 2022 году, когда с началом СВО западные компании начали спешно покидать российский рынок. Ранее перерегистрацией своих товарных знаков занялась компания Starbucks, которой принадлежит сеть одноименных кофеен по всему миру. Тем не менее заявки на регистрацию брендов необязательно связаны с непременным желанием компаний вернуться на российский рынок уже завтра. Скорее всего, они хотят сохранить свои права на товарные знаки в России. Товарные знаки могут быть аннулированы, если их не использовать в течение трех лет, а два года из этого срока уже прошли. Отметим, что товары ушедших брендов достаточно быстро заменили аналогичные. Та же Coca-Cola сосредоточилась на локальном производстве: российское подразделение было переименовано в Multon Partners, аналог популярной газировки начали продавать под брендом «Добрый кола». Так что фактически компания продолжила деятельность в России. Схожая история и у Starbucks: американская компания подала восемь заявок по категориям напитков, производства кофе быстрого приготовления, администрирования программы лояльности. Среди указанных товарных знаков — «Старбакс кофе», Frappuccino, Starbucks, Starbucks coffee. Возвращается ли западный бизнес Что означает такой «разворот» иностранных компаний в сторону России, корреспондент «ФедералПресс» обсудил с кандидатом экономических наук, доцентом университета имени Плеханова Игорем Строгановым. По мнению экономиста, такие шаги иностранных производителей пока не говорят о возвращении на рынок, но компании, скорее всего, рассматривают такой сценарий. «Пока непонятно, решили ли эти компании действительно вернуться, либо они просто «столбят» за собой названия брендов. Но тенденция достаточно очевидна: компании изначально понимают, что российский рынок денежный и платежеспособный и терять его как минимум неприятно. Однако многие ушли из-за политической конъюнктуры», – рассказал Строганов. Тем не менее возврат ушедших компаний будет весьма затруднен: рынок уже занят, покупатели привыкли к новым товарам, да и вся логистика торговли и поставок переориентирована на новые схемы. «Если они решат вернуться, они, во-первых, столкнутся с тем, что люди уже перешли на российские аналоги – это первое. Второе – собственность уже перешла российским юрлицам, и сделки назад не «откатываются». То есть этим брендам придется заново выстраивать все рабочие цепочки: что «Старбаксу», который теперь российский бренд «Старс Кофе», что «Кока-Коле», – пояснил экономист. Еще одна проблема, которую выделил Строганов: если уже есть качественные российские аналоги, потребителям не нужны западные бренды. Только отдельным категориям граждан, которые ценят оригинальное производство. Ждем ли мы ушедшие бренды «Возврат таких брендов для нас – плохо. Зачем нам такая колониальная модель, при которой мы выводим прибыль из страны? Давайте производить свои нормальные продукты и товары, которые будут загружать наши рабочие руки», – считает Строганов. Сейчас ушедшие западные компании не являются принципиально важными для экономики – все они замещены, не приносят благо населению, не занимают наши рабочие руки, считает экономист. Стоит развивать свое производство, а не зацикливаться на компаниях, которые могут в любой момент покинуть рынок, а потом предпринимать попытки вернуться. «Я думаю, западные бренды постараются вернуться. Они пользуются у нас популярностью, они могут зарабатывать у нас деньги. Вопрос, насколько это получится на практике – вопрос открытый», – заключил Игорь Строганов. Фото: ФедералПресс / Вера Романескул

Что означают попытки западных брендов вернуться на российский рынок: отвечает экономист
© РИА "ФедералПресс"