Войти в почту

New Balance и Under Armour подали иски к российским продавцам из-за контрафакта

Иностранные компании хотят взыскать за контрафакт. Американские производители кроссовок, компании New Balance и Under Armour, подали около тысячи исков на двоих к российским продавцам, узнал портал Shopper’s. Они требуют компенсации за нарушение прав на товарные знаки. Чаще всего имеется в виду контрафакт. На каких основаниях компании, ушедшие из России, подают иски к российским юрлицам?

New Balance и Under Armour подали иски к российским продавцам из-за контрафакта
© BFM.RU

Около тысячи исков от двух компаний-производителей за полтора года — это нетипично много. Что именно послужило причиной такой активности, понятно: в России за этот срок как следует развернулся параллельный импорт. Суммы взысканий в исках от New Balance и Under Armour против российских компаний и физлиц разные — от 10 тысяч рублей до 9 млн. В основном претензии у компаний вокруг контрафакта. Оба производителя, вообще-то, официально ушли из России: New Balance в 2022 году, Under Armour — еще в 2019-м. Однако иски вполне законные, говорят юристы. Существуют два принципа «исчерпания прав». Первый — мировой. Независимо от того, в какой стране продан товар, если он оригинальный, претензий у производителя нет. Принцип второй — национальный. В России именно такой. Если товар ввезен не правообладателем, а кем-то еще, в глазах производителя он считается контрафактом. Параллельный импорт только запутал ситуацию, отмечает управляющий партнер юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» Роман Скляр:

Роман Скляр управляющий партнер юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» «Допустим, есть два одинаковых оригинальных товара: один завезен официальным дистрибьютором, второй — просто каким-то другим юрлицом. В одном случае товар будет считаться оригинальным, в другом случае с юридической точки зрения он будет считаться контрафактным, хотя товары будут абсолютно идентичны. В 2022 году правительство России разрешило параллельный импорт. В отношении тех товаров, которые в этот перечень не попали, продолжает действовать национальный принцип исчерпания прав. И очевидно, вот у этих компаний — они не были включены в перечень, поэтому они на законных основаниях продолжают требовать прекращения нарушения их прав».

Другими словами, вполне себе оригинальные кроссовки, ввезенные неофициально, будут считаться контрафактом. Но это не значит, что у российских продавцов нет контрафакта в привычном понимании подделки — этого добра как раз навалом. В первую очередь внимание, как всегда, все обращают на маркетплейсы. Но делают это зря, говорят сами площадки. На Петербургском экономическом форуме этому вопросу посвятили отдельную панель. По словам исполнительного директора Ozon Сергея Белякова, контрафакта на онлайн-площадках гораздо меньше, чем принято думать:

Сергей Беляков исполнительный директор Ozon «Через интернет приходится 8-13% от всего оборота нелегальной продукции. Почему так немного? Потому что к нам легко попасть, но мы очень быстро блокируем. Маркетплейс является очень эффективным модератором, и мы очень быстро блокируем карточки товаров, а если нарушение подтверждается, то и владельца карточки товаров. И вот эта легкость не только попадания, но и ухода с площадки, причем такого ухода, который исключит возможность попасть еще раз, демотивирует и делает процесс размещения контрафактной продукции на маркетплейсе более дорогим и менее выгодным, учитывая, что есть другой канал — офлайн».

Маркетплейсы закрываются от потоков контрафакта как могут, но пока это меры реагирования, а не предупреждения. Wildberries, к примеру, участвует в эксперименте с Росаккредитацией. Более 12 млн товаров прошли верификацию ведомства — ссылки на сертификаты или декларации о соответствии загружены в карточки товаров, что подтверждает их безопасность. Также появился значок «оригинал». Скоро добавится и специальный фильтр с товарами, подлинность которых подтверждена, сообщил маркетплейс Business FM.

Но даже при наличии плашки «оригинал» продавец все равно может схитрить, предоставив необходимые документы лишь на первую оригинальную партию, а потом продавать под этой плашкой самый настоящий контрафакт. Продолжает гендиректор консалтинговой компании GoOmni Ефим Алдухов:

Ефим Алдухов гендиректор консалтинговой компании GoOmni «Маркетплейсы с большим трудом могут этот поток контрафакта контролировать, потому что в значительной степени продавцы на маркетплейсах могут как грузить товар на сам маркетплейс, так и продавать с собственного склада, и гарантировать однозначно, что товар, который был отвезен сегодня, и даже если он был оригинальный, что он будет отвезен оригинальный завтра, невозможно. С другой стороны, если есть какой-то значимый поток информации о том, что поставщик поставляет контрафакт, то в этом случае маркетплейсы активно применяют санкции непосредственно к этим продавцам. В принципе, раньше, да я думаю, что и сейчас, если вы придете в какие-то фирменные брендовые магазины физические, часто бывает, что на десять оригинальных изделий может быть 20 неоригинальных. Я купил толстовку в фирменном магазине Levi’s. Через полгода пришел в другой магазин, мне сказали, что такого товара вообще быть не может, его просто Levi’s не производил, хотя это были оба фирменных магазина Levi’s в Москве».

Самим покупателям тоже надо помнить, что условные оригинальные кроссовки New Balance просто не могут стоить две тысячи рублей, как тут и там встречается на маркетплейсах, несмотря на все акции и параллельный импорт.

Такая психология покупателя и вера в халяву и удачу, по словам маркетологов, большая проблема, которая в итоге ведет лишь к дополнительным тратам. Скупой, как известно, платит дважды.