Замглавы Минпромторга Евтухов: пошлины на вино из стран НАТО надо увеличить

Статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов в интервью ТАСС на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) рассказал о проекте строительства новой крупнотоннажной верфи в России, возможности применения автономных судов на Северном морском пути, регулировании деятельности маркетплейсов и их выходе на рынки ДНР, ЛНР, Херсонской области и Запорожья, а также о ходе подготовки законопроектов о "российской полке".

Замглавы Минпромторга Евтухов: пошлины на вино из стран НАТО надо увеличить
© ТАСС

— Завершился ли аудит Объединенной судостроительной корпорации (ОСК)? Есть ли уже понимание, из каких источников будут выделены средства на программу финоздоровления и какие инструменты будут использованы?

— Он будет завершён 15 июля, то есть уже скоро. Аудит проводит Федеральное казначейство совместно с банком ВТБ. В корпорации ОСК около 40 предприятий, которые необходимо было аудировать, это все-таки много. На такую кропотливую работу, объективно, нужно время. Поэтому, как только будут определены окончательные цифры, будут приниматься решения, какие меры государственной поддержки и в каком объеме будут предоставлены корпорации.

Что касается реализации заказов для ВМФ, необходимые средства оперативно выделены. Ситуация со строительством гражданских судов сейчас выглядит следующим образом. У части строящихся судов есть госзаказчики. Из-за того, что отрасль попала под санкции, нам перестали поставлять технологическое оборудование, судостроители были вынуждены перенести сроки сдачи части таких заказов. Необходимо было срочно заместитель ставшее недоступным судовое комплектующие оборудование.

Ну и, конечно, найти новых партнеров. Прежде всего, в Китайской Народной Республике. Спасибо нашим китайским коллегам, мы хорошо взаимодействуем по всем вопросам.

Тем не менее, стоимость строительства ряда судов, которые находились в постройке в тот момент, когда наши, теперь уже бывшие партнеры, поставлявшие СКО, бесцеремонно нарушили все принципы международного гражданского права, увеличилась. Поэтому наше правительство выработало решение: в большинстве случаев принять как факт эту изменившуюся стоимость работ, и выделить дополнительные средства государственным заказчикам, которые оказались в такой ситуации.

— А в части реализации проектов для частных заказчиков какая ситуация?

— Что касается работы с частными заказчиками, тут чуть посложнее. Особенно это касается судов, которые строятся для обновления рыбопромыслового флота. Однако и здесь уже было принято нужное решение — ВТБ выделил бридж-кредит. Этот бридж-кредит погашается сейчас нашим Министерством из тех доходов, которые мы получаем от продажи иностранных компаний.

Есть еще несколько возможных решений, я пока их анонсировать не буду, об этом скажет Андрей Леонидович Костин, как председатель Совета директоров ОСК. Понятно, что часть денег должна быть выделена из федерального бюджета на погашение финансовых проблем, которые у корпорации существуют. Но были и два обязательных условия, с учетом которых акции корпорации передавали в управление ВТБ, — это модернизация верфей, которую надо было, по-хорошему, начинать еще лет 20 назад, и строительство нового современного судостроительного завода.

Сейчас прорабатывается вопрос о предоставлении ВТБ дополнительных кредитных средств на финансовое обеспечение затрат, необходимых для строительства гражданских судов.

— Вы упомянули строительство новой верфи. Появилась ли какая-то определенность с локацией? В какие сроки может быть реализован такой проект?

— Как я уже начал говорить, нам нужна новая современная крупнотоннажная верфь. Да, у нас есть прекрасный судостроительный комплекс "Звезда" в Приморском крае. Если бы его не было, мы бы сейчас испытывали огромные сложности с началом строительства грузового флота для обеспечения трафика грузов по Северному морскому пути и выполнения тех показателей, которые перед нами поставил президент Российской Федерации — перевозка 250 млн тонн к 2035 году. Но в целом верфей, которые могли бы строить крупный тоннаж, у нас не так много. Поэтому ОСК определяет сейчас потенциальные площадки строительства новой верфи, также прорабатываются финансово-технологические параметры предприятия. Уже проведена проработка потенциальных площадок размещения такой верфи в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Мурманской и Архангельской областях, и, в первую очередь, в соответствии с поручением президента — на Дальнем Востоке. Были оценены наиболее существенные факторы, влияющие как на объёмы первоначальных инвестиций, так и на прогнозируемые операционные расходы. К сентябрю в ОСК должны определиться.

— Сколько судов в год планируется строить на будущей верфи?

— Планируется создать мощности для строительства транспортных судов: балкеров, танкеров, контейнеровозов дедвейтом до 120 тыс. тонн, а также перспективных газовозов СПГ вместимостью 170 тыс. м3. Пока предварительные цифры такие — объем обработки металлопроката более 200 тыс. тонн в год, пропускная способность предприятия — до 12 судов в год. 

Решение о месте строительства новой верфи будет приниматься на основании дальнейшего сравнительного анализа с учетом всех рисков и ограничений по площадкам, влияющих на возможность, сроки и стоимость реализации проекта. Ориентировочный срок реализации проекта 2031-2032 годы.

— Сейчас идет активное развитие беспилотных технологий, в прошлом году были успешно запущены два беспилотных парома. Планируется ли широко внедрять технологию беспилотного движения на водном транспорте?

— Во-первых, корректнее говорить не о беспилотных судах, а о судах с возможностью автономного управления — так называемые МАНС — морские автономные надводные суда. В настоящее время речь идет о практическом использовании автономных судов МАНС с экипажем на борту, с возможностью дистанционного управления и контроля движения судна при автономном движении из берегового центра управления, с возможностью перехода на ручной режим управления в случае необходимости.

Безусловно, такие технологии являются перспективными и будут активно внедряться российскими судоходными компаниями. Важно отметить, что все оборудование и ПО так называемой "а-Навигации" (которое и делает из обычного судна — МАНС с возможностью дистанционного и автономного управления), используемое сейчас — является российскими разработками.

Это направление определено как стратегическое для технологического развития РФ. Будет продолжаться реализовываться федпроект "Автономное судовождение", в рамках которого уже идет строительство экологического судна-автомата для ФГУП "Росморпорт". Завершение строительства и сдача этого "судна МАНС" заказчику запланирована в 2025 году. Также в настоящее время проектируются несколько новых автономных судов, в том числе разрабатывается инновационный проект азимутальных буксиров-автоматов. Строительство серии таких буксиров запланировано в период до 2030 года.

— Планируется ли запустить в дальнейшем суда в беспилотном режиме в акватории Северного морского пути (СМП)?

— Разработанные в России технологии а-Навигации изначально проектировались с учетом возможности и необходимости эксплуатации судов в арктическом регионе, на СМП. Более того, при проведении опытно-конструкторских работ оборудование испытывалось, в том числе, на судах, работающих в Арктике — например на танкере-челноке.

Таким образом, никаких ограничений на использование "судов МАНС" на акватории СМП нет, и вопрос начала работы таких автономных судов на северном морском пути — это только вопрос времени, мы видим значительных интерес судовладельцев к данным технологиям.

— Вы курируете, в том числе, отрасль торговли, где сейчас идет активный процесс интеграции новых регионов. Известно ли Минпромторгу о планах по выходу на этот рынок российских маркетплейсов? Когда там откроются первые пункты выдачи и будет ли на территории новых регионов собственный сортировочный центр?

— Мы ведем работу в данном направлении. Уже сейчас и торговые сети, и некоторые маркетплейсы расширяют свою деятельность на новых территориях. Жители этих регионов уже намного проще и быстрее получают посредством электронной торговли необходимые для них товары. Причем цена не отличается, нет никакой дополнительной платы за доставку и за какие-то другие услуги. Маркетплейс ПСБ Маркет активно работает, уже примерно в 20 пунктах выдачи заказа и в Луганской, и в Донецкой народной республике. К середине июля 2024 года дополнительно планируется открытие еще порядка 50 пунктов выдачи заказов на данных территориях. Некоторые другие компании также прорабатывают вопрос функционирования в новых регионах.

Региональные торговые сети также выходят в новые российские области. При этом и в Донецке, и в Луганске, и в Херсонской области, и в Запорожье очень активно развивается местный торговый малый бизнес и уже есть свои, местные, неплохие торговые сети.

— А как обстоят дела с сетями быстрого питания? "Вкусно — и точка", например. Они будут расширять свое присутствие и выходить в новые регионы?

— Если у них такое желание появится, они смогут это сделать через франшизу. Думаю, что они сами об этом объявят, когда примут решение. Знаю, что на данный момент "Вкусно — и точка", в целом, рассматривает возможность расширения географии своего присутствия путем продажи франшизы и выхода бренда в новые для себя регионы страны. По имеющейся информации, в июле этого года планируется открытие двух первых предприятий в городе Иркутске.

В целом, до 2028 года планируется открыть до 8 предприятий в Иркутской области и в течение пяти лет примерно 15 новых предприятий на Северном Кавказе. Сегодня в России открыто более 890 точек сети в 64 субъектах России.

— В январе вы говорили, что Минпромторг при получении соответствующего поручения проработает идею о создании государственной торговой сети. Сформирована ли позиция министерства по данному вопросу?

— Создание государственной торговой сети не планируется. У нас, на самом деле, как говорит большинство экспертов, одна из самых эффективных торговых отраслей в мире. От себя добавлю, может быть, самая эффективная, если посмотреть, как мы преодолевали все те вызовы, которые за последние годы случались в нашей экономике. Поэтому зачем нам создавать государственную сеть, с учетом того, что, во-первых, мы, как государство, так или иначе достаточно эффективно регулируем рынок и происходящие на нем процессы. Во-вторых, все наши торговые операторы, их руководители и бенефициары не раз демонстрировали свою договороспособность. Предприниматели лучше государства знают, как вести бизнес — а мы, государство, с учетом целостного и системного видения проблем в отрасли, в свою очередь, можем их деятельность немного корректировать или направлять в правильное, социально ответственное русло — именно это сейчас и происходит с сектором электронной торговли.

— В части регулирования деятельности маркетплейсов, как продвигается обсуждение соответствующего законопроекта?

— Законопроект о маркетплейсах продвигается хорошо. У нас уже готов проект официального отзыва, 23 мая он внесен в правительство. Этот проект отзыва — положительный, но с поправками ко второму чтению. Противники законопроекта о регулировании работы маркетплейсов пытаются убедить сообщество в том, что мы вместе с депутатами и сенаторами в закрытом режиме его готовили. Это неправда. Мы обсуждали будущее регулирование со всеми: и с ассоциациями интернет-торговли, и с крупными игроками рынка электронной коммерции, в частности с Ozon, Wildberries, и Яндекс. Мы считаем, что это абсолютно правильно — ввести в онлайн торговле нормативное правовое регулирование, потому что сегодня на рынке есть доминирующие субъекты, которые хорошо и при этом ультрабыстро развиваются.

Вместе с тем в приоритете для нас остаются интересы многочисленных поставщиков, а это, в основном, малые предприниматели, и потребителей. И законопроект направлен на защиту именно таких участников рынка электронной коммерции. Это подтверждают и содержащиеся в проекте нормы по противодействию контрафактной продукции, ограничению размеров комиссий и штрафов, предоставлению мотивационных писем при назначении штрафов, заблаговременному уведомлению об изменениях в договоры.

Пока закон не принят — консультации по сути законопроекта будут продолжаться и дальше.

— Когда можно рассчитывать на принятие законопроекта о "российской полке" — минимальной доле российских товаров в ассортименте магазинов?

— Законопроект мы подготовили, вносим его от себя, скоро разошлем на согласование. И он будет в открытом доступе. Сейчас многие западные компании ушли, ниши рыночные освободили. При этом, все равно есть так называемые транснациональные бренды, которые обладают огромными финансовыми ресурсами для продвижения своего товара и доминирования на рынке с помощью маркетинговой силы. А мы считаем, что на российской полке должно быть достойное место и для наших производителей.

Задача законопроекта — как раз обеспечение равенства в сбыте и конкуренции российских товаров с иностранной продукцией, а также предоставление потребителю более широкого ассортимента российского товара.

Я уверен, что законопроект будет поддержан, а дальше уже правительство и Минпромторг будут устанавливать доли для разных товарных групп. Расчет должен быть осуществлен на основании экономически обоснованных показателей товарных рынков и не привести к ухудшению положения предпринимательского сообщества, в первую очередь торговли, на которую будут возложены новые обязательные требования.

— Есть ли какие-то решения по вопросу о возможном увеличении ввозных пошлин на вино из стран НАТО?

— Мы считаем, что надо поднимать. Они у себя продвижением своего вина и защитой своих производителей очень активно занимаются. Почему же мы не должны защищать своего производителя?

Правительство РФ в марте утвердило перечень экономически значимых организаций (ЭЗО). В отношении некоторых из них уже поданы иски о приостановлении корпоративных прав иностранных холдинговых компаний. Есть ли необходимость расширять список ЭЗО в отношении компаний сферы промышленности и торговли?

— Были приняты решения по X5, по "Азбуке Вкуса". Сейчас у нас еще одно решение будет принято по компании "Мегаполис" в ближайшее время. Что касается "Акрона", 24 мая Арбитражный суд Московской области принял иск Минпромторга и о приостановлении осуществления компанией Редбрик Инвестментс С.а.р.л. (Redbriсk Investments S.A.r.l) управления в отношении российской компании АО "Акрон Групп". Решение, надеюсь, состоится положительное. Опять-таки, я считаю, мы очень интеллигентно себя ведем, мы ничего ни у кого не отнимаем. Редомициляция предполагает приостановку прав на управление компанией. Мы переводим акции и доли в российскую юрисдикцию, но они потом могут быть или будут возвращены. Либо их можно продать или выкупить. Решения о редомициляции принимаются для того, чтобы нам наши "недрузья" не мешали развивать нашу экономику. Чтобы российские предприниматели могли эффективно управлять своими предприятиями, получать максимальный доход и пополнять казну Российской Федерации.

То же самое с Озоном сейчас происходит, кстати. Вышло решение о том, что им правительственная подкомиссия согласовала сроки для проведения редомицеляции — до конца 2025 года. По какому пути пойдет Озон, как именно полностью вернется под российскую юрисдикцию — это им выбирать. Может быть через суд, а может быть это будет просто выкуп акций в спокойном режиме. Тут все зависит от того, какие условия ведения хозяйственной деятельности сложились во взаимодействии с иностранными компаниями, которые имеют отношение к данным организациям. — Возвращаясь к маркетплейсам, подсчитан ли убыток, который получила Wildberries в результате пожара на своем складе в январе?

— Нет, не посчитали. Пока нет. Подчеркну, что еще продолжаются расследование и инженерно-техническое обследование, которое позволит определить балансовую стоимость объекта. Кроме того, пока отсутствует решение страховых компаний о выплате компенсации по страховому случаю.

Сегодня 90% продавцов Wildberries, о чем уведомило нас руководство компании, уже получили выплаты компенсации за товары, пострадавшие в Шушарах. Компания продолжает перечислять выплаты продавцам еженедельно, по согласованному с каждым графику.