Войти в почту

Россияне поверили в отечественные соцсети

У отечественных и иностранных пользователей и медиа есть запрос на развитие российских платформ, способных обеспечить свободу слова, безопасность данных и развитие аудитории. Об этом представители российских платформ, СМИ, а также иностранные медийщики поговорили на Петербургском международном экономическом форуме на сессии «Новые медиа в многополярном мире», организованной «Диалогом» и «Мастерской новых медиа». Представители российских платформ рассказали о планах по развитию новых сервисов и подходов, а иностранные эксперты и медийщики поделились своими ожиданиями.

Модератор дискуссии управляющий директор ВЭБ.РФ Александр Мачевский обозначил основные тренды в медиа: деанонимизация анонимных Telegram-каналов, стриминги, гейминг, искусственный интеллект, интеграция медиаплатформ и даже возвращение классических изданий.

Юлия Аблец, заместитель генерального директора АНО «Диалог Регионы», основатель «Мастерской новых медиа», представила исследование, согласно которому 57 процентов россиян хотели бы появления новых и развития существующих российских социальных сетей, 42 процента считают, что в российских, а не иностранных сетях более безопасный контент и публикации (про иностранные соцсети так думает 12 процентов).

«Россияне хотят пользоваться российскими социальными сетями. Как показал наш опрос, таких 61 процент. И хотят они это делать, потому что им понятна ментальность наших платформ, это патриотично. 45 процентов наших соотечественников верят, что российские социальные сети, площадки для коммуникации могут и должны стать глобальными. В рамках нашего проекта "Мастерская новых медиа" мы видим, что этот интерес к российским медиа и медиаобразованию признают и иностранные медийщики. Только за этот год мы получили заявки на обучение от представителей 19 стран. При этом мы не ведем проактивной работы для того, чтобы привлечь иностранцев к нам на обучение. Это естественный процесс. И это совершенно неожиданные страны. Меньше месяца назад, например, у нас была выпускница из Бельгии, на новые потоки попадут представители Франции и других стран», — отметила Юлия Аблец.

Генеральный директор ИД «Ньюс медиа» (Mash, Life и др.) Максим Иксанов рассказал на примере опыта холдинга, как опора на развивающиеся отечественные платформы позволяет изменить принципы и стандарты работы в медиа. «Мы всегда любили эксперименты. Эксперименты — это инвестиция. Мы не побоялись когда-то проинвестировать в Telegram: выделили лучших журналистов из издания Life и вывели их работать в Telegram, в котором не было ни денег, ни аудитории. Мы почувствовали, что тренд меняется. Битва заголовков и трафика приходит к своему логическому завершению. Нужна не просто честная журналистика, а нужен другой язык. Язык общения нужно переизобрести», — подчеркнул Максим Иксанов.

Вместе с тем эксперты отметили, что не менее важно развивать и классические медиа, которые имеют свою аудиторию. «Медиапотребление разделилось на быстрое и отложенное. Быстрое — это когда нужно в коротком сообщении из 200 знаков узнать, что происходит сейчас в мире, посмотреть ролик, желательно вертикальный, продолжительностью 30 секунд. Но иногда хочется почитать что-то более глубокое: книгу, журнал. Абсолютно уверен в том, что настанет ренессанс бумажных медиа с глубоким отложенным чтением. Количество единиц информации, которую человек потребляет в день, уже больше возможности ее переваривать. Поэтому спокойное, тихое чтение станет трендом в ближайшие годы. Также есть запрос на качество и аналитику», — отметил исполнительный директор по медиа Rambler&Co Андрей Цыпер.

Последние два года показали необходимость формирования информационного и технологического суверенитета: уход части зарубежных площадок, сокращение их российской аудитории, переход значительной части на отечественные ресурсы. Российские платформы — как уже давно существующие, так и новые — планируют развивать сервисы и инфраструктуру, в том числе с учетом запроса зарубежных авторов и медиа.

«С точки зрения новостного контента RUTUBE — один из самых развивающихся видеосервисов в стране. У нас есть популярные авторы, лидеры мнения, которые вещают в рамках актуальной повестки. Сейчас они в тренде и набирают обороты. И мы их активно поддерживаем. Поэтому в первую очередь мы можем предложить западным коллегам и СМИ огромный спрос на их контент от нашей аудитории и большое поле для развития», — прокомментировал генеральный директор «ГПМ Проекты» (входит в «Газпром-Медиа Холдинг») Сергей Стамболцян.

Генеральный директор LOOKY Анна Баринова, рассказала, что если в первое время соцсеть работала как полная замена западной площадки, сейчас расширяет возможности и функционал для российской аудитории. «При этом мы используем нейросети, у нас есть большой инструментарий по созданию геймификации, любой автор контента и любой бизнес может кратно увеличить вовлеченность пользователей к своему аккаунту. Сейчас мы активно смотрим, какие потребности есть у наших авторов, нашего малого и среднего бизнеса», — отметила она.

Ежемесячно еще одну новую российскую платформу — энциклопедию «Рувики», аналога «Википедии», посещают около 3,5 миллиона человек, наблюдается экспонентный рост посещаемости. Ее главное отличие от западной площадки — в достоверности данных, сотрудничестве с экспертами и технологичности. «Собираемся развиваться дальше, усиливать качество материалов и партнерства с экспертами, внедрять геймификацию и нейросеть. "Рувики" позволяет сохранить уникальный культурный код, смыслы и историю, языки народов России, обучать ИИ на основе достоверных данных», — рассказала заместитель генерального директора интернет-энциклопедии «Рувики» Елена Литовченко.

Иностранные медийщики и эксперты, которые приняли участие в сессии, рассказали об опыте развития новых медиа в своих странах и отметили возможности для выстраивания коммуникации между аудиторией и развития медиа на российских платформах.