Войти в почту

Миноритарии «Яндекса» не согласны с условиями обмена акций

Миноритарные акционеры «Яндекса», которые считают себя пострадавшими от условий обмена акций, написали коллективное письмо президенту России, главе Центробанка, председателю правительства и генпрокурору. В обращении они говорят о нарушении прав частной собственности в отношении более 10 тысяч человек.

Миноритарии «Яндекса» не согласны с условиями обмена акций
© BFM.RU

11 июня — последний срок подачи заявлений на обмен/выкуп голландских акций «Яндекса». Инвесторы считают, что новые условия не учитывают равных прав акционеров. Business FM поговорила с несколькими миноритариями «Яндекса»:

«Федеральным законом об акционерных обществах предусмотрено, что одна акция дает равные права всем акционерам, здесь же такой защиты нет. Консорциум первый разделил всех акционеров в зависимости от дат приобретения ценных бумаг, а также от мест их хранения. То есть подлежат обмену в коэффициенте 1:1, одна акция голландского «Яндекса» на одну акцию российского «Яндекса». В случае приобретения ценных бумаг до 2022 года и в 2022 году, а также на бирже ММВБ и Санкт-Петербургской бирже. При этом ценные бумаги должны находиться исключительно на торговых счетах и не находиться на неторговых счетах. Есть те, кто приобрели в 2023 году либо их переставили, соответственно, в российский депозитарий в 2023 году, независимо от того, что они были приобретены еще до 2022 года, и таких примеров много. Я знаю таких людей, у одной девушки с 2016 года эти ценные бумаги, но хранятся они в Euroclear, из-за санкций она не смогла их сюда передвинуть, они подпадают под выкуп. Условия выкупа — это, если выражаться юридическим языком, кабальная сделка по той простой причине, что цену предлагают 1250 рублей за акцию при условии, что ее рыночная стоимость на дату объявления этой оферты была 4404-4600, это в четыре раза меньше».

«Покупал я в том году летом, в январе и в апреле этого года. Покупал через БКС, также было предложение, что достаточно неплохая доходность, доходность где-то ожидаемая была процентов 50 за год. В итоге я согласился, 1700 взял в том году, 1200 в январе и 2000 в апреле. На данный момент брокер не может сказать, какие доли подходят под выкуп, какие остаются у меня, и в принципе пока непонятно. Я планирую вообще оставить, если не получится обменять, потому что цена меня не устраивает, с учетом комиссии, с учетом налогов я в большом минусе буду».

«Я купил акции 1 февраля, у меня было общение с брокером, но мы давно уже общаемся, это менеджер, который перешел из «Открытия» в «Синару». Он мне где-то в течение полугода звонил и разные варианты предлагал. Я продал квартиру за 5 млн и на миллион купил «Яндекс», так посчитал, что был, конечно, риск, то есть могли поменять как-то не так. То есть брокер в принципе предупреждал, что могут поменять один к двум, могут выкупить не так выгодно, но было понимание, что сыграет эта история. В той группе, где я общаюсь, порядка 100 человек уже подписали договор. Мы требуем справедливую оферту».

«Группа в Telegram насчитывает сейчас более тысячи человек уже. Есть инициативная группа инвесторов и есть довольно большая группа, которая уже готова идти за судебной защитой. Я покупал эти акции накануне как раз переезда, в конце марта — в начале апреля через российского брокера ИФК «Солид». А эти бумаги были переведены в российские депозитарии Райффазенбанка, находятся они в России. Было очевидно, что они должны быть конвертированы в бумаги российской компании «Яндекс», которая начнет торговаться у нас в начале осени на Мосбирже. Никаких запретов на эти сделки не было, со стороны ЦБ никаких предостережений не было. То есть большая часть покупала довольно большие объемы после 30 ноября, как раз и они остались вообще без какого-либо предложения, и, по сути, нас толкают опять во внешний контур, выводить эти бумаги из России, чего мы совершенно не хотим делать».

В своем заявлении миноритарии обращают внимание на то, что федеральный закон «О международных компаниях и международных фондах» не содержит четких условий обмена акций иностранной компании, принадлежащих гражданам России, на акции вновь создаваемой в России структуры.

Также отсутствуют и какие-либо указания по этому вопросу со стороны Центробанка России.