Эксперты помогают компаниям улучшить логистику
Логистика - важная составляющая работы любой компании и сфера пристального внимания, особенно если речь идет о смене традиционных маршрутов поставок на малоизученные и поиске новых клиентов. А именно с такой задачей столкнулись многие российские экспортеры, и не только они. В этих условиях растет и масштаб, а также значимость услуг логистического консалтинга, отмечают эксперты.
Мебельная фабрика, дислоцирующаяся в Подмосковье, заказала у поставщика несколько тонн мебельной фурнитуры. Фура подъехала в оговоренный срок, но не к точке производства, а по юридическому адресу, указанному в договоре, - в "Москва Сити". В результате заказчику пришлось оплатить оформление пропуска для въезда большегруза в центр столицы и повторную доставку уже по нужному адресу. Фабрика же все это время простаивала в ожидании фурнитуры, что вылилось в серьезные убытки. Такова цена ошибки, допущенной менеджером отдела логистики.
В то время как основная задача логистики - не наращивать расходы предприятия, а, наоборот, снижать издержки в процессе хранения, транспортировки и сбыта продукции. "Эффективная логистика помогает увеличить прибыль компании благодаря сокращению расходов на транспортировку и складские работы, - рассказал "РГ" гендиректор Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей (МАРМП) Алексей Молодых. - Для оптимизации бизнес-процессов логистики необходимо постоянно их моделировать, делать аудит, проводить реинжиниринг, стандартизацию процессов склада, обучать персонал и, конечно же, принимать правильные управленческие решения".
Нащупать тонкий баланс между экономией ресурсов и сохранением должного уровня обслуживания клиентов призван логистический консалтинг.
"Профессиональный консалтинг очень важен в построении эффективных логистических процессов, особенно в тех компаниях, которые только начинают их выстраивать. Если процессы еще не запущены, то для консалтинга необходимо определить их цель и задачи и какой результат компания планирует получить. Оптимизация проводится в основном по направлениям транспортной и складской логистики. И тут каждая деталь имеет огромное значение - от маршрутизации и транспорта до типа склада и организации хранения материально-складских запасов внутри компании", - поясняет гендиректор цифровой платформы быстрых закупок "Максмарт" Елена Суховей.
Приблизить логистику предприятия к идеалу можно за счет максимальной автоматизации учетной системы и физических процессов, считает эксперт. И это тренд последних пяти лет. Благодаря цифровизации на складах можно оптимизировать затраты на навигацию, топологию, документооборот и так далее. Все это обеспечивает прозрачность полного логистического цикла и повышает его управляемость. В режиме реального времени видно, сколько времени ушло на ту или иную операцию, на вход и на выход товара, комплектовку, перемещение с ячейки до ворот, от ворот на загрузку в транспорт. И все эти процессы реально оптимизировать.
"Цифровизация дает максимальный эффект для бизнеса, потому что максимально "схлопывает" офлайн-процессы, делает их более простыми и управляемыми, также у компании есть возможность проанализировать каждый процесс и принять решения по оптимизации того или иного отрезка работы. Кроме того, с помощью автоматизации появляется возможность управлять оборачиваемостью товарных запасов на складе и количеством сотрудников с максимальной эффективностью", - добавляет Елена Суховей.
Цифровизация склада позволяет снизить затраты на навигацию и документооборот
Очевидно, что по мере возрастания значимости новых логистических маршрутов, связывающих Россию со странами глобального большинства, масштаб услуг логистического консалтинга будет только увеличиваться, уверен кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при правительстве РФ Михаил Хачатурян. Совершенно очевидно, рассказал он, что идеально выстроенной логистика бывает лишь на бумаге, а в реальности всегда возникают сложности и непредвиденные варианты. При этом эффективным и качественным можно назвать такое функционирование логистической подсистемы организации, когда она не только реагирует на уже случившиеся сбои и форс-мажоры, а пытается их максимально предвидеть и иметь "план Б". Именно на реализацию такой схемы функционирования ориентируют большинство логистических проектов современные консалтинговые агентства.
Другой важный момент, с которым стараются работать консультанты при разработке логистических проектов, это снижение затрат и отработка схем взаимодействия с контрагентами. Очевидно, что от эффективного выстраивания этих аспектов в современных условиях зависит как скорость доставки груза со склада в торговую сеть или непосредственному покупателю, так и определение наилучшего вида транспорта, который должен осуществить доставку.
От эффективности организации логистики зависит скорость доставки груза в торговую сеть
"Если говорить о роли логистического консультанта в компании, то возможны два варианта, - продолжает ученый. - Первый - когда консультант становится штатным сотрудником организации и выстраивает систему логистического подразделения от начала до конца. В этом случае, с одной стороны, степень доверия к его решениям со стороны собственника и топ-менеджмента возрастает, но и ответственность становится больше, так как от эффективности реализации проекта будет зависеть его имидж и репутация. Второй вариант - когда консультационные услуги оказываются по схеме аутсорсинга. Здесь вероятность имиджевых и репутационных потерь в случае проблем и сбоев в реализации проекта для консультанта меньше, но и доверия со стороны владельцев организации и топ-менеджмента тоже меньше".
Кстати, уход из России консалтинговых компаний так называемой "Большой четверки" не повлиял на устойчивость рынка этих услуг. Во-первых, российские подразделения крупнейших компаний, взяв новые названия, сохранили весь функционал и большинство своих коллективов, а во-вторых, национальные консалтинговые компании активно замещают условно освободившиеся ниши, что стимулирует конкуренцию и, как следствие, ведет к повышению качества услуг.
На российском рынке изначально было сформировано сильное направление логистического консалтинга отечественными фирмами, которое с точки зрения аудита и оказания услуг не уступало в качестве оценки и рекомендаций иностранным компаниям, считает Елена Суховей. Поэтому уход зарубежных фирм в сфере логистики не оказал серьезного влияния на сегмент.
"Российские компании быстро "переобулись" и сами стали логистическими экспертами для западных компаний, -добавляет доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова Инга Корягина. - За два года они сами вышли на все рынки, о которых даже и не задумывались. Так что все трудности превратились в задачи, проблемы - в решения, консалтинг - в практику".