В регионах появятся новые объекты придорожного сервиса
Правительство РФ утвердило Концепцию развития автомобильного туризма до 2035 года. Одним из ее главных положений стало развитие инфраструктуры придорожного сервиса, в том числе многофункциональных зон (МФЗ) с мотелями, кафе, заправками, стоянками и другими объектами. Пока таких полноценных площадок для отдыха автотуристов очень мало - сто на всю страну. Развитию сети МФЗ мешают трудности в выделении земельных участков и дороговизна строительства. Но при поддержке государства охватить зонами комфорта все туристические дороги вполне реально, считают специалисты.
Четкого определения МФЗ пока нет. Считается, что это два и более объектов придорожного сервиса, расположенных в одной локации у автотрассы. По данным Федерального дорожного агентства, таких площадок в РФ сейчас более 1800. Но комплексных, по-настоящему многофункциональных зон - всего сотня.
Основные межрегиональные туристические маршруты страны ведут на юг и в Санкт-Петербург (трассы М-10 "Россия" и М-11 "Нева"), отмечается в концепции. А пилотным для развития автотуризма стал путь из Северной столицы до Владивостока. В первую очередь МФЗ будут создавать на этих востребованных направлениях. С другой стороны, есть территории, где не хватает даже элементарных дорожных удобств, - например, Арктическая зона, в которую полностью или частично входят пять регионов СЗФО. И это проблема не только Севера - более-менее оборудованы такими объектами лишь федеральные трассы.
- Развитие придорожного сервиса сдерживает отсутствие простого и понятного доступа предпринимателей к земельным участкам вдоль автомобильных дорог общего пользования, - пояснил член профильного комитета СФ Валерий Васильев на круглом столе по этой теме. - Представители бизнеса также сталкиваются со значительными первичными затратами на инженерные коммуникации, строительство и реконструкцию подъездов, съездов и переходно-скоростных полос.
"Начинка" многофункциональных зон - от гостиниц до зарядок для электромобилей - тоже стоит больших денег. По оценкам корпорации "Туризм.РФ", вложения в крупную МФЗ достигают 1,3 миллиарда рублей (только гостиница обходится в 300-400 миллионов). Меры поддержки на придорожный сервис сегодня не распространяются. При этом у инвестора нет никакой гарантии, что через несколько лет его детище не снесут для расширения трассы. В итоге бизнес не выстраивается в очередь за такими проектами.
- Надо помогать инвесторам на них "заходить", - считает представитель института развития Михаил Шелдунов. - Необходимы льготное заемное финансирование, компенсация затрат на инфраструктуру и другие меры поддержки. Привлечь бизнес также поможет формирование инвестиционных лотов, которые будут включать земельный участок и предварительную финансово-экономическую модель. И конечно, инвестор должен понимать, что его вложения защищены и объект будет работать длительное время.
В создании такой сети участвуют регионы. Их представители предложили не ограничиваться дорогами, а строить дополнительные объекты для автотуристов в так называемой зоне тяготения. Дело в том, что зачастую в пяти-шести километрах от основной трассы расположены достопримечательности, о которых путешественники даже не подозревают.
Важно, что размещение МФЗ теперь учитывается при строительстве и реконструкции автомобильных дорог:
- Площадки для отдыха проще создавать на этом этапе, - отметил начальник профильного управления Федерального дорожного агентства Александр Соколовский. - В проектах по строительству и реконструкции, а также в рамках капитального ремонта дорог для инвесторов предусматривается возможность создания частных проектов. Порядок - заявительный. В генеральную схему вошли 123 многофункциональные зоны дорожного сервиса. До конца 2024 года будет построено 20.
На Северо-Западе новые МФЗ уже точно появятся в Ленинградской области. Такие площадки с привлечением частных инвестиций собираются открыть в Выборгском и Приозерском районах. Следующие на очереди - Поморье и Карелия, которые также вызывают большой интерес у автотуристов.
Еще одна беда многих дорог страны - плохая обеспеченность связью и интернетом. Поэтому при строительстве объектов дорожного сервиса также будут выделять место под инфраструктуру для мобильных операторов. Не забудут и о владельцах электромобилей: для них предусмотрены зарядные станции. Правда, те, что уже построены, практически не востребованы, посетовал генеральный директор компании-оператора Леонид Чурилов:
- При этом электрозарядный хаб - очень энергоемкая и дорогостоящая инфраструктура. Нужна популяризация туризма на электромобилях. Их владельцы опасаются, что не смогут зарядить транспорт в пути, а в итоге уже созданные объекты простаивают, - подчеркнул специалист.
Путешественников на автомобилях становится все больше, и им нужны не просто хорошие дороги, отмечают эксперты. Надо, чтобы такие туристы могли остановиться и полноценно отдохнуть, в какую бы сторону они ни направлялись. В Концепции по развитию туризма закреплена государственная поддержка в создании многофункциональных зон и другой инфраструктуры дорожного сервиса. Но приоритет отдается МФЗ. Как отметил представитель Росавтодора, от одиночных объектов будут постепенно уходить.