Войти в почту

Доля иностранных франчайзеров на российским рынке снизилась до 8%

МОСКВА, 23 мая. /ТАСС/. Более 90% всех проданных франшиз в России в 2023 году приходится на российские компании, доля иностранных франчайзеров снизилась до 8%, свидетельствует исследование банка "Точка", проанализировавшего более 800 тыс. товарных знаков в базе Роспатента (материалы есть в распоряжении ТАСС).

Отмечается, что в 2023 году 92% всех проданных франшиз приходится на российские компании, что свидетельствует об укреплении позиций внутренних брендов на фоне ухода иностранных игроков. При этом доля иностранных франчайзеров снизилась до 8%. В 2022 году это соотношение составляло 90% и 10%, в 2021 - 84% и 16% соответственно.

"Рост рынка франчайзинга в РФ на фоне сокращения иностранных участников в целом говорит об экономической самодостаточности: усиление импортозамещения в различных отраслях создает благоприятные условия для развития местных брендов. А это, в свою очередь, открывает новые возможности для предпринимателей и инвесторов", - отмечает руководитель направления франчайзинг "Точки" Максим Фролов.

Также исследование подтверждает, что динамика открытия франшиз в России остается положительной. Начиная с 2016 года, количество продаж новых франшиз демонстрирует среднегодовой прирост на уровне 7%. Тем не менее, несмотря на общее увеличение, последние годы показали некоторое снижение: в 2021 году было продано 21 992 франшизы, в 2022 году - 20 228, и в 2023 году - 20 025.

При этом наблюдается тренд на сокращении количества торговых марок. В 2023 году на каждую новую зарегистрированную торговую марку приходилось 37 прекращений действия существующих. По данным "Точки", это продолжение тренда, начавшегося в 2017 году, когда количество ликвидаций торговых марок впервые превысило количество регистраций. С тех пор количество действующих компаний, продающих франшизы, ежегодно уменьшается. В 2023 году зарегистрировано всего 637 новых торговых марок, в то время как количество ликвидированных достигло 23 520.

Также эксперты отмечают тренд на устойчивость бизнеса в условиях франчайзинга. Если 10 лет назад, в 2013 году, доля товарных знаков, зарегистрированных больше трех лет в Роспатенте составляла 73,1%, то в 2023 году - 92,4%.