Войти в почту

«Абрам не меняет деньги, Bank of New York не торгует сосисками»

Начало дискуссии об интернализации ликвидности брокерами (то есть совершения клиентских сделок, минуя биржевую инфраструктуру, внутри самих таких компаний) и дезинтермедиации (то есть устранения посредников) путем предоставления доступа инвесторам к торгам на бирже напрямую задала сама председательница ЦБ Эльвира Набиуллина в самом начале конференции НАУФОР в диалоге с председателем совета директоров лоббистской ассоциации Олегом Вьюгиным. Процесс интернализации, по ее словам, регулятор признает, а вот прецедентов прямого доступа инвесторов на биржу в мировой практике он не нашел, поэтому последний вопрос «неочевидный, но открытый».

«Абрам не меняет деньги, Bank of New York не торгует сосисками»
© Frank Media

Идею дезинтермедиации в биржевых торгах неоднократно высказывал бывший первый заместитель Набиуллиной, а ныне глава наблюдательного совета Мосбиржи Сергей Швецов, который в начале 2022 года ушел из Банка России и которого сама председательница ЦБ на прощание хвалила за «визионерский дар». Дальше уже дискуссию об интернализации и дезинтермедиации, развернувшуюся в ходе пленарной сессии, Набиуллина слушала из зала, правда, в окружении бывших сотрудников Банка России, перешедших вслед за Швецовым на Мосбиржу, – Валерия Ляха и Елены Курицыной .

Биржа теряет ликвидность

Биржа теряет ликвидность из-за происходящего у брокеров процесса интернализации, вновь объяснил свою позицию Швецов. «Отдельные крупные игроки» уже создают внутри себя «минибиржи», а поскольку у нас «достаточно высокая концентрация на трех-четырех игроках», то если все эти «три-четыре игрока» создадут свои «минибиржи», то «это благо – совокупная [биржевая] ликвидность – просто будет порезано на куски».

Поэтому, по его мнению, либо нужно поднять вопрос о том, нужна ли интернализация брокерской ликидности, «как фактор, выкидывающий биржи из цепочки создания стоимости», либо нужно дать бирже «возможность защищать свою ликвидность и ее наращивать». «Поэтому мы поставили вопрос, либо мы сохраняем ликвидность на бирже (то есть препятствуем процессу интернализации ликвидности брокерами. – FM), либо бирже нужно дать хотя бы такие же регуляторные возможности, какие сегодня имеют крупные игроки [брокерского рынка] (то есть даем инвесторам напрямую доступ к торгам. – FM) », — был более откровенен он в кулуарах.

Швецов нашел союзника себе в Минфине. «Ликвидность разделять на куски неправильно… Она должна концентрироваться сейчас на бирже», — был категоричен замминистра финансов Иван Чебесков. Впрочем, в «светлом будущем», «когда все будут купаться в рыночной ликвидности», по его словам, и процесс интернализации и процесс дезинтермедиации возможен, «чтобы биржа становилась платформой, а брокеры могли создавать свои пулы ликвидности».

Несвоевременная дискуссия

Оппонентом же выступил лоббист профучастников, в частности, и брокеров, который также на флаг поднял ликвидность. «Я считаю, что [дезинтермедиация торгов] крайне несвоевременная и ненужная концепция», — заявил президент НАУФОР Алексей Тимофеев. По его мнению, в результате прямого доступа инвесторов к торгам нарушится «естественные и объективные роли», которые выполняют разные финансовые институты: биржи должна объединять брокеров, а брокеры должны привлекать клиентов.

Дезинтермедиация приведет к тому, что биржа станет конкурентом брокера и начинает конкурировать за клиента и это поссорит институты. В результате, «брокеры будут избегать биржу, и интернализация, которая… спровоцировала дискуссию о дезинтермедиации, будет тем более очевидна и неизбежна», считает лоббист. Уже сейчас, по мнению Тимофеева, начатая дискуссия про дезинтермедиацию «провоцирует фрагментацию» и «скорее ведет к интернализации, чем наоборот». «Роль биржи исключительна, и она должна быть сохранена», — заключил он.

Глава НАУФОР нашел ожидаемого союзника в лице бывшего главы СПБ биржи, а ныне акционера казахстанской площадки ITS Романа Горюнова, по словам которого при прямом допуске инвесторов к торгам на рынке возникнет неравная конкуренция. В частности, брокеры должны раскрывать бирже своих клиентов, а если и центральный депозитарий (НРД, входит в группу Мосбиржи. – FM) «начнет обслуживать всех «физиков», то все остальные депозитарии могут расслабиться и больше ничем в жизни не заниматься», считает он. Да и вообще, «в мире живет много пулов ликвидности, и как-то никто не жалуется на ее отсутствие».

Сделка совершена

Впрочем, Мосбиржа будет удовлетворена, если брокеры откажутся от интернализации, тогда она сама не будет настаивать на дезинтермедиации. «Мы в принципе не хотим менять парадигму, по которой биржа не работает с физическими лицами, мы не хотим создавать сложные институты, которые позволят напрямую физическим лицам заходить на биржу. Но мы не можем смотреть, как ликвидность растаскивается крупными брокерами на «минибиржи»», — заявил журналистам Швецов в кулуарах форума.

«Давайте вернемся к формуле, что «Абрам не меняет деньги, Bank of New York не торгует сосисками» и уберем эти минибиржи. Биржа будет биржей, а брокеры – брокерами. Тогда все встанет на свои места», — резюмировал он перед профучастниками. По словам Тимофеева, брокеры пока готовы обсуждать только регулирование интернализации: «Интернализация не запрещается в мире – она регулируется».

«Я так понял, что сделка уже совершена: отказ от интернализации означает отказ биржи от дезинтрмедиация. То есть если не будет попыток брокеров интернализировать, то биржа тогда не будет и дезинтрмедиациировать», — резюмировал Чебесков. «Словоблудием занимаетесь», — рассудил участников дискуссии председатель комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков.