Войти в почту

В Москве начинает работать стандарт для курьеров

В апреле Департамент транспорта Москвы утвердил стандарт работы курьерских сервисов. Сейчас вступают в силу только нормы внешнего вида курьеров: узнаваемая форма компании, в целом опрятные одежда и сумка, обувь закрытого типа, длинные штаны или брюки. Как раз перед летом.

В Москве начинает работать стандарт для курьеров
© BFM.RU

В редакцию Business FM днем 14 мая приезжал курьер одного из популярных сервисов. Одет был опрятно, но пока в обычную, не фирменную одежду. Кто именно будет контролировать внешний вид доставщиков со стороны города, до сих пор неясно.

В фудтех-сервисах «Яндекса» радиостанции заявили, что «разделяют запрос на повышение уровня безопасности курьерских доставок. Некоторые пункты нового стандарта требуют значительной проработки, оценки и подготовки для реализации, что займет некоторое время и потребует большого объема ресурсов». «Яндекс» планирует выстроить и отладить эти процессы совместно с Дептрансом.

Курьеры «Яндекса» говорят: при трудоустройстве им изначально обозначили, что через приложение и фотоконтроль будут проверять наличие транспортного средства, состояние короба, в котором доставляется еда, рассказывает курьер столичной «Яндекс Еды» Владислав:

— Фирменная форма со светоотражателями, с эмблемой сервиса — все по-прежнему.

— Если забудете надеть этот светоотражатель, предполагается штраф?

— Нет. До законодательного внедрения это регламентировалось как предупреждение для курьеров, то есть необязательное условие.

— За что могут наложить штраф или сделать выговор?

— Это прежде всего внешний вид. За это могут предусматриваться санкции в виде снижения рейтинга курьера. Некоторые курьеры пренебрегают чистотой сумки, это иногда заметно.

Многие приезжают в ближайшие пункты выдачи сумок, а вот экипировки там нет. Тех же плащей не хватает, жалуется курьер Иван из Люберец:

— У «Яндекс Еды» есть только один центральный офис, где выдают именно куртки, но не многие туда едут. Я считаю, что «Яндекс» должен был даже в ПВЗ выдавать экипировку. Я в ПВЗ получил только сумку и все.

— А вам сейчас не приходило уведомление, что будет ужесточение?

— Это прошло мимо ушей, тем более это не основная подработка.

— Может быть, вы сотрудничаете еще с какими-то сервисами?

— Сотрудничаю с «Магнитом». «Магнит доставка» выдал всю форму: футболка, ветровка, сумка, кепка.

Пока нововведение коснулось только тех, кого, грубо говоря, «видно». Тех, кто ездит в обычных машинах, нельзя идентифицировать. Это больше похоже на упорядочивание городского движения, чем на единый стандарт, считает курьер Кирилл:

— Я не работаю в известных компаниях. Я курьер, которого «не видно», которые есть, их много, но которые ходят в своей одежде, без брендированных сумок и прочих атрибутов.

— Вас пока не обязывали?

— Нет, и вряд ли обяжут. Потому что, чтобы одеть курьера, это дорого. И вся эта нагрузка должна лечь на потребителя. Надо дождаться первых кейсов, которые позволят понять, как исполняются эти правила, как они отслеживаются.

Многие компании, занимающиеся доставкой, на этот раз от комментариев отказывались. МАКС — Межрегиональная ассоциация курьерских служб — в середине апреля выступала против нововведений, называя требования властей избыточными и нуждающимися в смягчении. Предупредили слишком поздно, это мнение сооснователя сети «Много лосося» Александра Мутовина:

Александр Мутовин сооснователь сети «Много лосося» «Конечно, хотелось бы знать об их введении раньше. Мы по большей части постарались отреагировать. Я надеюсь, что львиная доля курьеров, которые работают в «Много лосося», будут соответствовать этим требованиям — и по форме, и по номерным знакам на сумке, и по прочим вещам, которые были обозначены в этих требованиях. Любые дополнительные требования, безусловно, лягут затратами на бизнес. Это не происходит очень быстро. Поменять парк сумок может занять несколько месяцев. Поэтому, безусловно, будут дополнительные затраты. И, наверное, постепенно они будут перекладываться на цены».

Некоторые сервисы считают, что их издержки из-за нововведений могут привести к сокращению количества желающих работать в доставке.

Через полгода обязательным станет наличие светоотражающих элементов на одежде и номерных знаков на транспорте и сумке курьера. На третьем этапе, в мае 2025 года, стандартизируют средства передвижения. Велосипеды и прочие средства индивидуальной мобильности курьеров получат автоматические ограничители скорости, фонари, боковые световозвращатели, дублирующие друг друга тормоза и звуковой сигнал. Кроме того, каждый доставщик будет проходить проверку личности и обучение правилам безопасного вождения.