Туроператор узнал об иске по поводу фотографии только после начала суда
Число претензий от специализированных юридических контор к участникам туристического рынка, связанных с авторским правом на использование фотоизображений, не уменьшается. По словам юристов, к известным в узком кругу организациям «Восьмая заповедь» и ИП Лаврентьев («Антипиратские технологии») добавляются новые массовые игроки. Среди них – ИП Шугалей и ООО «Пейзаж». «Случаются и одиночные иски от самих авторов или их представителей», – говорит юрист Игорь Косицын.
Чаще всего суды иски удовлетворяют, однако юристам удается значительно снизить сумму компенсаций. Например, если истец предъявляет требование на основании пункта 1 статьи 1301 ГК РФ, то суды, как правило, снижают размер компенсации до минимального. Правда, все зависит от судьи. Как рассказали TourDom.ru в юридической компании «Байбородин и партнеры», недавно в ходе судебного разбирательства по иску «Восьмой заповеди» к одному из туроператоров удалось снизить сумму компенсации с 400 тыс. руб. до 37 тыс. Причем ответчик узнал о том, что против него запущен судебный процесс, когда уже состоялись первые слушания (якобы со стороны одного из фотографов ранее была направлена претензия, но туроператор ее не получил). «Дело очень показательное. Оно демонстрирует, что может произойти из-за ошибки, и как вас могут “провернуть”, а вы узнаете, что проиграли, уже непосредственно от судебных приставов», – отметили в компании.
А в практике Игоря Косицына в апреле произошел случай, когда впервые удалось вернуть часть денег за счет встречного иска. «Когда “Восьмая заповедь” предъявила очередной иск моему клиенту, мы сначала добились частичного отказа и снижения компенсации со 100 тыс. до 20 тыс. руб., а после вступления решения в законную силу заявили о взыскании расходов на представителя в размере 40 тыс. руб. Их также снизили, суд постановил взыскать 16 тыс. руб., но зато теперь турагент почти не в минусе», – рассказал юрист, добавив, что если такая практика станет постоянной, то, возможно, это поубавит интерес компаний, специализирующихся на выбивании денег за использование фотографий, судиться.
Впрочем, как подчеркивают юристы, участникам туристического рынка необходимо тщательно следить за контентом, который они выкладывают на своих сайтах и в социальных сетях. В частности, нужно заключать с фотобанками лицензионные соглашения на использование изображений, не следует использовать фото из открытого доступа без письменного согласия автора. «Даже если турагент берет фото с сайта туроператора и продвигает его туры с использованием данного фото, это не освобождает его от ответственности в случае претензий со стороны автора. В этом случае компенсация будет взыскана и с турагента, и с туроператора», – приводит пример Игорь Косицын.
Некоторые турагенты пренебрегают этими правилами и могут в течение одного года получить несколько исков. Причем за старые «грешки». «Выгоднее, конечно, не воровать фотки, а брать со стоков плюс свой контент пилить, – признается один из турагентов в профильном чате. – Но иногда вылезают косяки по архивным турам 10-летней давности, где-то на серверах валяются. Приходится судиться».
Недавно мы писали, что у турагентов возникли сомнения по использованию фотобанка туристических объектов на портале Russia.Travel. Ранее бесплатно скачивать иллюстрации с этого ресурса туркомпаниям порекомендовал замглавы Минэкономразвития Дмитрий Вахруков.