Войти в почту

Как правильное взаимодействие с налоговиками может помочь бизнесу сохранить свои активы

Михаил Рябых - Управляющий партнер Юридической компании «Рябых и партнеры», эксперт pro bono при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Воронежской области, эксперт бюро по защите прав предпринимателей воронежской «Опоры России». Как известно, налоги являются одним из признаков государства, поскольку именно они формируют львиную часть доходов бюджета, необходимых как на содержание государственного аппарата, так и для поддержания более-менее социальной стабильности в обществе. Налогоплательщиками являются как граждане (физические лица), так и организации (юридические лица). В отношении граждан налоговое регулирование, да и налоговая нагрузка в целом значительно проще и легче, чем для бизнеса. Поэтому остановимся на бизнесе. Константин Михальчевский / РИА Новости По итогам 2023 года количество индивидуальных предпринимателей в стране насчитывалось 4,26 млн, количество юридических лиц, сведения о которых содержатся в реестре, составило 3 млн 216,8 тыс. Все эти лица обязаны платить налоги, сдавать отчетность и отвечать на запросы налоговых органов. У российских налоговых органов в своем арсенале есть широкий спектр правомочий, связанный с необходимостью контроля за правильным и своевременным исчислением и уплатой налогов. Налоговые органы на настоящий момент, по моему мнению, обладают самой обширной информационно-технической оснащенностью и самыми продвинутыми программными продуктами среди все государственных органов. Практически вся необходимая информация внесена в компьютеры и хранится на гигантских серверах, а поступающая информация обрабатывается в автоматическом режиме. Налоговые органы научились выявлять риски, не проводя выездные проверки, а используя инструменты предпроверочного анализа, к которым относят истребование документов (информации), вызов на комиссии по легализации налоговой базы и допрос. Законным правам налоговых органов соответствует обязанность налогоплательщиков выполнять их требования. Необходимость выполнения законных требований налоговых органов подкреплена весьма строгими санкциями от штрафа до блокировки счета в банке. Начиная с 2014 года Налоговый кодекс последовательно расширяет случаи, когда счет в банке может быть заблокирован по требованию налоговой инспекции. Блокировка счета по сути означает конец нормальной хозяйственной деятельности: невозможность расчетов с контрагентами и увеличение долговой нагрузки, отказ контрагентов от работы с вашей компанией из-за рисков и т.д. Еще одним важным орудием в руках налоговых инспекторов является такой инструмент, как допрос сотрудников. Неподготовленный бизнесмен даже не подозревает, что налоговая инспекция вправе в любой момент вызвать его сотрудников для допроса. Ход допроса, какие именно вопросы задавались и какие ответы были получены от сотрудников могут быть неведомы для собственников бизнеса в течение продолжительного времени. А ведь в ходе допроса налоговики могут получить большой объем информации, характеризующий бизнес с разных сторон, в том числе представляющий потенциальную опасность для дальнейшего ведения предпринимательской деятельности. В ходе своей профессиональной деятельности я не раз сталкивался с ситуацией, когда проявлению интереса налоговых инспекторов к конкретной компании предшествовало общение с ключевыми ее сотрудниками: бухгалтерами, менеджерами, юристами. С учетом того, что к таким действиям бизнесмены были не подготовлены, налоговики получили весьма «пикантную» информацию о методах и способах ведения бизнеса. Чтобы бизнес мог избежать ненужного внимания к своей деятельности со стороны фискального органа, необходимо правильно выстроить систему налогового комплаенса в компании. Что же он подразумевает: Создание подразделения (либо назначение должностного лица), которое будет оценивать все возможные налоговые риски. Создание системы договорной работы с учетом налоговых рисков: положение о договорной работе, положение о выборе контрагента, создание досье контрагента. Регулярное обновление информации о контрагентах. Взаимодействие с банками на предмет оценки себя по методике банковского светофора. Регулярное проведение налоговых аудитов, в том числе с целью оценки рисков возможного дробления бизнеса. Обучение сотрудников, как им вести при допросе/выемке документов. Обучение сотрудников по созданию и поддержанию «безопасных» рабочих мест. Создание безопасной IT-архитектуры, позволяющей вести нормальную деятельность при изъятии компьютеров/серверов и корпоративных средств коммуникаций. Проведение деловых игр и имитаций мероприятий налогового контроля. Подготовка ответов на запросы налоговых органов по «спорным» ситуациям с привлечением налоговых юристов. Это тот необходимый минимум, который должен быть в арсенале любой компании, которая хочет остаться на рынке и не попасть под маховик выездной налоговой проверки или получить блокировку счета. Также в обязательном порядке всегда необходимо готовить ответы и направлять их налоговикам по любым их запросам. Даже если требование абсурдно и неправомерно (бывает и такое), ответ должен быть направлен. Содержание ответа в этом случае может быть следующим: «Ваше требование считаем неправомерным и оставляем без удовлетворения на основании конкретных статей НК РФ и Писем ФНС России». Если компания регулярно игнорирует запросы налоговиков, то создается риск передачи данной информации в подразделения оперативно-розыскных органов для соответствующей проверки. И конечно же, последний совет для всех: платите налоги и не используйте «схематоз».

Как правильное взаимодействие с налоговиками может помочь бизнесу сохранить свои активы
© Инвест-Форсайт