Обмен трафиком между Россией и Европой пройдет через Белоруссию
10 апреля на конференции TransNet генеральный директор информационной группы ComNews Леонид Коник сообщил, что на протяжении многих лет ключевыми странами для транзита трафика через территорию России были Финляндия, Латвия, Украина, Польша; после событий 2022 г. ожидания по отключению транзита трафика между этими странами и Россией не оправдались, однако из-за того, что российским операторам теперь тяжелее обновлять оборудование на этих территориях, привычные маршруты стали менее привлекательными.
Директор департамента коммерческого управления ресурсами ПАО "Мобильные ТелеСистемы" Ольга Макарова отметила, что развернуть трафик с Запада на Восток невозможно, потому что в России сохраняется тяга к европейскому контенту; необходимость в трафике из Европы остается, и Республика Беларусь, по ее словам, остается одним из основных маршрутов.
"Что касается оборудования, есть сложности, но эта проблема решаема на юридическом уровне без нарушения санкций, путем договоренностей", - добавила Ольга Макарова.
Директор по работе с международными операторами ПАО "Ростелеком" Максим Акинин отметил, что телеком-отрасль, как правило, находится вне санкций; "Ростелекому" удалось сохранить 95% всех контрагентов, с кем работал оператор в 2021 г. "Некоторые операторы иногда ведут себя спонтанно, хотя их меньшинство. Все работает, но не совсем так, как раньше. Новые контракты бывает подписать непросто. Продолжаем работать в коммерческой плоскости без прикосновения к юридическим документам. Это разумное поведение участников процесса", - отметил он.
Максим Акинин согласился с Ольгой Макаровой, что тяготение к европейскому трафику со стороны России остается: "Восточная часть специфична, хотя спрос на него тоже есть. Например, на Дальнем Востоке много игровых пользователей, тяготеющих к Японии".
Заместитель генерального директора по телеком-бизнесу АО "Компания ТрансТелеКом" Сергей Яковлев отметил, что за два года всего произошло три инцидента по обрыву отношений с европейскими дата-центрами - в Стокгольме, Лондоне и на Украине, но полной деградации в обмене трафиком не случилось.
"В 2023 г. на некоторых маршрутах мы зафиксировали многократный рост привлекаемого транзита трафика через Белоруссию со стороны России. За счет прямых стыков с западными партнерами мы увеличили объем каналов. Мы видим, что в сторону Востока с Запада также идет рост транзита трафика по сравнению с предыдущим годом", - заявил директор РУП "Национальный центр обмена трафиком" (НЦОТ) Алексей Цымбалов.
Сергей Яковлев подтвердил, что Китай заинтересован в транзите трафика через Россию: "После событий 2022 г. произошла пауза по развитию коридора Восток-Запад, но уже летом 2023 г. на межправительственной конференции в Китае все китайские операторы анонсировали продолжение работы, и за прошлый год через Россию китайские компании закупили новых каналов в Европу и Москву суммарной пропускной способностью 1,5 тыс. Tб/с".
По словам Сергея Яковлева, "ТрансТелеком" реализовал крупнейший заказ для одного из китайских операторов на 800 Гбит/с на маршруте Восток-Запад из Китая в Европу.
"Судя по анонсам, которые прозвучали в Китае буквально две недели назад, в 2024 г. объем закупок будет не меньше, около 1,5 тыс. Tб/с через Россию", - добавил он.
Начальник отдела по работе с операторами связи АО "РетнНет" Александр Худяков считает, что в 2024 г. и в будущем российским операторам будет необходимо анализировать риски и смотреть на альтернативные маршруты, чтобы обезопасить себя и бизнес; это нужно в том числе потому, что Китай остался инертным и продолжает закупать каналы у российских операторов на Запад.
Заместитель генерального директора по экономике и коммерческим вопросам РУП "Белтелеком" Сергей Туромша отметил, что ранее в Белоруссии было и все еще существует опасение, что, поскольку российские операторы "взяли крен на суверенизацию интернета", история с блокировкой Facebook* могла не стать финальной; а поскольку существенную часть транзитных каналов в Европу занимает видеоконтент, то замена YouTube (принадлежит Google) в России отечественными аналогами могла стать причиной заметного уменьшения трафика из Европы, но этого не произошло.
"Есть проблемы транзита через Украину, Прибалтику. И мы понимаем, что наше белорусское плечо не будет лишним. Для нас это поиск новых форм взаимодействия. Мы будем стремиться к тому, чтобы российским партнерам было интересно пропускать возрастающий трафик через Беларусь", - заявил Сергей Туромша.
В 2022 г. и в 2023 г. игроки российского телеком-рынка замечали, что сеть кеширующих серверов Google Global Cash (GGC), которую Google построил в России, деградирует, поскольку компания перестала обновлять оборудование.
Представители операторов не назвали точных цифр, сколько кеширующих серверов GGC осталось у российских телекоммуникационных компаний в России, но отметили, что их постепенный выход из строя не повлияет на пользовательский опыт.
Александр Худяков считает, что пока есть спрос на YouTube-контент со стороны российских пользователей, будет рост трафика со стороны операторов: "Если так произойдет, что кеши в России разом пропадут, то есть кеши в ближайшем зарубежье, и трафик пойдет с их стороны. Но пока YouTube остается флагманом".
"Для операторов в случае выхода из строя серверов Google ничего не изменится, они продолжат получать трафик от Google либо напрямую из точек генерации в Москве и Петербурге, либо от других операторов - может, с небольшой задержкой, но не критичной для пользователя", - считает директор по B2O АО "ЭР-Телеком Холдинг" Андрей Горбунов.
Коммерческий директор Arelion (поставщик телекоммуникационных услуг, базирующийся в Швеции) Илья Булаев добавил, что американские контент-провайдеры продолжают зарабатывать на европейских пользователях и пока не собираются покидать Россию, а пока решения уйти США не приняли, транзит трафика в Россию через Европу будет существовать.
* принадлежат Meta - компании, признанной экстремистской и террористической; запрещена в РФ