Войти в почту

«Если бюджетные деньги не освоены с первого раза – второго шанса никто не даст»

Об этом заявила заместитель начальника Главгосэкспертизы России Светлана Балашова на стратегической сессии по вопросам реализации проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде (НВОС) и обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в рамках федерального проекта «Чистая страна». Совещание прошло в Центре взаимодействия и коммуникаций в строительстве (ЦВК) с участием Минприроды, Росприроднадзора, «Российского экологического оператора» (ППК РЭО) а также представителей субъектов РФ, региональных стройкомплексов, природоохранных ведомств и иных профильных организаций.

«Если бюджетные деньги не освоены с первого раза – второго шанса никто не даст»
© Главгосэкспертиза России

«У нас прошло 33 объекта «Чистой страны», первоначально заявленная стоимость – около 49 млрд рублей. Но в процессе экспертизы выяснилось, что большая часть решений избыточна, затраты не обоснованы. В результате на выходе общая стоимость проектов снизилась до 42 млрд рублей. В связи с этим цель нашего совещания – провести работу над ошибками и понять, куда нам двигаться дальше», – подчеркнула Светлана Балашова. Но, помимо рисков перепроектирования и неоправданного перерасхода бюджетных средств, пассивный заказчик – вторая проблема, которая относится не только к объектам «Чистой страны».

«Зачастую мы имеем дело с типичными ситуациями, когда заказчик не интересуется объектом и проектировщик делает, что хочет; заказчик интересуется объектом, но проектировщик его убеждает, что делать нужно именно так. Но это фактически значит, что ни заказчик, ни проектировщик не интересуются объектом, – считает Светлана Балашова. – Мы бы очень хотели сломать эту плохую практику, и для этого предложили 2024 год объявить Годом заказчика в строительной отрасли».

Предложение Главгосэкспертизы состоит в том, чтобы от каждого региона в штабе федерального проекта был назначен «офицер» заказчика. По мнению замначальника ведомства, совершенно неважно, как называть человека или группу лиц, которые будут сопровождать проект, но они должны быть.

«Впереди у нас много работы, возможно, придут объекты уже по следующим программам. И если дела с проектами будут продолжаться так, как они в большинстве случаев идут сейчас, то это будет означать возврат денег в бюджет, невыполненные проекты и все, что с этим связано. В тех условиях, в которых мы сейчас все находимся, это недопустимо», – подчеркнула Светлана Балашова. Она также отметила ключевую роль Минприроды России, которое как главный распорядитель бюджетных средств в сфере природоохранной деятельности полностью разделяет цели Учреждения в данном вопросе. «Поэтому мы очень рассчитываем, что наше абсолютное взаимопонимание по всем позициям позволит нам вместе добиться того, чтобы работа шла быстро, продуктивно, и чтобы все бюджетные средства расходовались обоснованно и эффективно», – подытожила Светлана Балашова.

Оксана Родивилова, начальник Управления экологической экспертизы Главгосэкспертизы России, отметила в свою очередь, что порядка двух третей (более 60 %) проектов ликвидации объектов НВОС, имеющих в своем составе объекты капстроительства и подлежащих государственной экспертизе, не были представлены для ее проведения. В то же время эксперты рассмотрели более чем 110 объектов в порядке консультации, работая в штабе «Чистой страны» на этапе отбора проектов для федерального финансирования. При этом необходимость доработки была отмечена для 90 % документации.

«Заказчик – хозяин объекта, и он сам определяет необходимость проведения экспертиз, такое право заложено в Градостроительном кодексе. Но он также несет полную ответственность за объект на всех стадиях его реализации. И чтобы принимать правильные решения, в том числе относительно проведения экспертизы, нужно расширять компетенции заказчика наряду с проектировщиками», – сказала Оксана Родивилова. Спикер также обратила внимание, что основные замечания к объектам НВОС, которые рассмотрела Главгосэкспертиза, – это несоответствие проектных решений требованиям технических регламентов, а также избыточные технические решения и решения, не обеспечивающие безопасность с точки зрения воздействия на компоненты окружающей среды.

Тему усиления роли и ответственности заказчика продолжил в своем докладе Сергей Кайряк, руководитель Службы главных экспертов проекта по объектам культурного наследия и инженерно-технической инфраструктуры. «Задание на проектирование – основа успешной реализации объекта», – подчеркнул эксперт. Сергей Кайряк также рассказал о новых консультационных услугах и сервисах в информационных системах Главгосэкспертизы, которые могут помочь заказчику быстрее сориентироваться во всех требованиях и выйти на положительный результат экспертизы.

Владимир Быстров, заместитель начальника отдела охраны окружающей среды Управления экологической экспертизы Главгосэкспертизы России, подробнее рассмотрел примеры типовых избыточных и необоснованных проектных решений, допускаемых при ликвидации объектов НВОС. Один из характерных примеров таких решений - использование многослойных геосинтетических экранов в верхнем изоляционном покрытии грунта на полигонах ТКО. «Расчетная стоимость избыточных слоев покрытий может составлять 20 % от стоимости объекта», – уточнил эксперт. К избыточным решениям также относят включение в проектную документацию решений по строительству подпорных стен, новых изолированных карт, очистных сооружений ливнего стока с территорий изолированных свалок, безосновательное перемещение значительных объемов свалочных масс. В целом процент снижения стоимости реализации объектов, по которым в ходе экспертизы были отменены все избыточные решения, составил в среднем 60 %, в отдельных случаях снижение достигало 85 %.

Тем временем, в 2024 году – на завершающем этапе федерального проекта «Чистая страна» – проводятся работы по ликвидации 63 несанкционированных свалок в 37 субъектах Российской Федерации, в 3 субъектах выполняются проекты по ликвидации 8 наиболее опасных объектов накопления вреда окружающей среде. С 2025 года продолжением «Чистой страны» станет проект «Генеральная уборка». Об этом сообщил на стратсессии Роман Мальцев, директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Представители Минприроды также рассказали о развитии законодательства в части ликвидации накопленного вреда окружающей среде и формировании дальнейшего задела для федерального проекта. Одно из главных нововведений в природоохранном законодательстве – процедура инвентаризации объектов НВОС. Ее будут проводить регионы совместно с Росприроднадзором. «Когда мы начинали формировать программу «Генеральная уборка», от регионов поступила информация более чем о 2,5 тыс. объектов. По результатам работы Росприроднадзора отобрано 1100», – сообщил Роман Мальцев.

Кроме того, после оценки Росприроднадзора законом предусмотрено обследование объектов НВОС на предмет их влияния на здоровье граждан. «Раньше этого никто не делал, но сейчас этот критерий станет основным для отбора первоочередных объектов в федеральную программу «Генеральная уборка», – подчеркнул представитель Минприроды.

В 2024 году к инструментам льготного финансирования проектов добавилось новое направление – льготное финансирование инвестиционных проектов по созданию объектов по обращению с отдельными видами отходов для вторичной переработки. Например, на льготные займы претендуют объекты по переработке строительных и сельскохозяйственных отходов, упаковочных материалов, автомобильных шин, электронного лома и текстиля. Об этом участникам стратсессии рассказал представитель ППК «Российский экологический оператор» Павел Бесшапков.

«В целом за период 2024-2030 годы для достижения целей нацпроекта необходимо построить мощности по размещению, утилизации и обработке более 48 млн тонн различных отходов. В том числе в 2024 году сформирована программа финансирования 24 проектов в 18 субъектах Российской Федерации», – сообщил Павел Бесшапков.

В ходе стратсессии в ЦВК также выступили представители региональных министерств природных ресурсов и других профильных ведомств, которые поделились практическим опытом реализации проектов по строительству и реконструкции полигонов ТКО и ликвидации свалок.