Госдума повысила штрафы за рекламные звонки: инструкция по борьбе со спамом
Навязчивые рекламные звонки – проблема знакомая многим. Спам-звонки, нарушающие закон «О рекламе», регулярно донимают россиян, и учащаются в дни зарплаты.
20 марта 2024 Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях, ужесточив штрафы за рассылку СМС-сообщений или рекламные звонки без согласия гражданина. Теперь штрафы для граждан составят от 10 до 20 тыс. рублей, для должностных лиц — от 20 до 100 тыс. рублей, для юридических — до 1 млн. рублей. Законопроект передан в Совет Федерации и на днях вступит в силу.
«Противозаконную практику спам-звонков используют и компании, и ИП, зачастую - кредитные и микрофинансовые организации. А в итоге на людей обрушивается вал ненужных звонков, которые отнимают их время и внимание, всегда не вовремя. Надо бороться с этим. Поэтому Дума приняла кратное увеличение штрафов – в интересах абонентов, чтобы избавить людей от этой проблемы», – говорит депутат Государственной Думы РФ Виктор Игнатов.
В результате решения Госдумы граждане, доведенные до бешенства «холодными» звонками, получат юридический инструмент «ответного удара». Однако, сами по себе спам-звонки не прекратятся.
Многие современные смартфоны в настройках имеют функцию автоматической блокировки спам-звонков или внесения в черный список номеров, с которых они поступают. К сожалению, эти «нехорошие» номера постоянно меняются. К тому же бывают ситуации, когда человек ждет некий полезный звонок с незнакомого номера и опасается его пропустить, используя блокировку.
Как запретить рекламные спам-звонки на свой номер – пошаговая инструкция
В случае если вам поступают спам-звонки или сообщения, от которых вы хотите отказаться, смело обращайтесь с заявлением о нарушении к своему оператору связи или в Федеральную антимонопольную службу. Подробная инструкция как это делается, бланки заявлений и перечень подтверждающих документов выложены на официальном сайте ФАС.
Распространитель обязан немедленно прекратить рассылку рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием (ч. 1 ст. 18 Закона № 38-ФЗ).
Инструкция рекомендует в первую очередь обратиться к своему оператору связи, и выяснить – нет ли в подписанном вами договоре на обслуживание пункта, в котором вы дали согласие на получение рекламных рассылок и звонков? Если нет - подавайте заявление о нарушении законодательства. Сделать это надо письменно. Лучше лично прийти в офис оператора связи, хотя можно и по почте.
Заявление в ФАС России можно отправить:
по электронной почте: delo@fas.gov.ru; через форму на сайте: https://fas.gov.ru/approaches/send_to_fas; или по почте: 125993, Москва, Садовая-Кудринская ул., 11, Д-242, ГСП-3 (для корреспонденции).
В заявлении надо указать:
Ф.И.О. и место жительства заявителя или наименование и место нахождения юрлица; наименование распространителя рекламы или номер телефона, с которого она поступила; описание фактов - способ, дату и время распространения рекламы; требования заявителя.
К заявлению понадобится приложить запись телефонного разговора или скриншот рекламного сообщения, и подписанное согласие на раскрытие тайны связи. Указанное согласие можно направить письмом по почте или в электронной форме (скан или фото).