Войти в почту

Правительство узаконило безальтернативный выбор разработчика промышленного ПО

Совместное письмо-разъяснение по этому поводу опубликовали 13 марта 2024 г. Минфин, Минцифры и Федеральная антимонопольная служба России (ФАС РФ). Об этом заявил в ходе пленарного заседания II Федерального форума по цифровизации и ИТ в химической и нефтехимической промышленности "Цифровая Химия", организованного ComNews, замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Сергей Кучушев.

Правительство узаконило безальтернативный выбор разработчика промышленного ПО
© ComNews.ru

Поскольку пленарное заседание форума было посвящено работе Индустриального центра компетенций (ИЦК) "Химия" - призванного обеспечить входящие в него компании промышленным ПО российской разработки, разъяснения представителей власти оказались как нельзя кстати. Ведь до опубликования документа члены ИЦК, заказывая ПО у единственного разработчика, фактически нарушали закон, который требует в таких случаях назначать тендер.

С опубликованием письма одна коллизия оказалась разрешена, но появилась другая - фактически узаконенная монополия внутреннего разработчика ИЦК на производство ПО почти для целой отрасли.

Но в России есть и другие промышленные системы (Manufacturing Execution System или MES-система), которые создали независимые разработчики в рамках импортозамещения: от компаний PolyPlan, "Фобос", Indasoft, ГК "Цифра", "Адептик Плюс". Едва ли эти компании будут рады узаконенной внеконкурсной закупке ПО от разработчика ИЦК.

Объявив о совместном решении ведомств, замминистра Минцифры Сергей Кучушев добавил, что выступает на форуме не в роли регулятора, а как партнер членам ИЦК.

Однако присутствующие в зале независимые разработчики, не входящие в ИЦК "Химия", признались, что предпочли бы видеть столь высокопоставленное лицо в положенной ему роли регулятора.

Основатель и гендиректор компании Datana Владимир Захаров заметил в разговоре с корреспондентом ComNews: "Дистанцирование курирующих министерств от роли регулятора неправильно, поскольку ИЦК трансформирует всю отрасль - не только решает задачи заказчика, но трансформирует и ИТ-рынок. Нужно очень аккуратно взаимодействовать в этом ИЦКшном поле - как с независимыми разработчиками, так и с представителями заказчика. И роль регулятора тут невозможно переоценить. Спрос на ПО от разных заказчиков, и даже кросотраслевые взаимодействия, агригируются с помощью ИЦК. Это дает возможность компаниям использовать единые решения и стандарты. Об этом говорила Алиса Мельникова (директор по цифровым и информационным технологиям ООО "Сибур", генеральный директор ООО "Сибур Диджитиал"), и это правильный подход. Но к чему это приводит? К тому, что в рамках ИЦК выбирается один поставщик для одного решения (или небольшая группа поставщиков) не на основе открытого конкурса. Я об этом кулуарно говорил с министром цифрового развития Максутом Шадаевым на одном из ИТ-мероприятий".

https://www.comnews.ru/content/232085/2024-03-15/2024-w11/1008/sibur-gotov-peresmotret-tekhnologicheskie-processy-radi-ispolzovaniya-luchshikh-praktik-kolleg-otrasli

Узаконивание безальтернативного заказа ПО может привести к тому, что часть независимых разработчиков просто исчезнут с рынка, считает гендиректор Datana.

"Я пытался предложить компетенции и услуги разным ИЦК - в области химии, металлургии, поскольку мы специализируемся именно на этих отраслях - но у меня ничего не получилось. Выход я вижу в том, что именно Минцифры, как зачинатель принципов центров компетенций, должно перевести разработки ИЦК на принципы Open Source и трансформировать рынок так, чтобы независимых игроков не вымыло с рынка, потому что они не смогли подключиться к теме ИЦК, а они бы могли встроиться в нее, предлагать сервисы по стандартам ИЦК, потому что исходники и архитектура ПО открыты", - предлагает Владимир Захаров.

Основатель Datana уверен: "На основе ИЦК нужно делать не закрытые "коробочные" продукты, а отраслевые стандарты, в рамках которых все участники рынка - независимые, зависимые, дочерние компании - смогут предложить продукты".

В том, что власти, промышленности и разработчикам нужно дальше работать над проблемой, уверен доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко.

"ИЦК - это механизм взаимодействия отраслей и ИТ-компаний. Основная идея заключается в объединении усилий крупных заказчиков и опытных разработчиков. Основная задача - обеспечить переход на отечественные технические решения в ключевых отраслях экономики. Интеграция позволяет создавать более точечные программные решения для отраслей. Решение вопроса о заказе ПО у единственного поставщика лежит в поле обсуждений участников рынка вместе с представителями власти", - рассказал он в разговоре с корреспондентом ComNews.

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин сообщил корреспонденту ComNews, что письмо лишь узаконило статус-кво: "По сути ничего не меняется. У нас есть большое количество госкомпаний, которые заказывают софт внутри собственной структуры - у ИТ-дочек. Те разъяснения, которые дали министерства, постулируют это же правило. Что логично. Конечно, кто-то может возмущаться, что это неконкурентно, что нужно соблюдать букву закона. Но здесь важно не крючкотворство, не буква закона, а то, что сложившаяся практика абсолютно нормальна, и она работает так во всем мире. Поэтому то, что компании заказывают софт внутри себя, или ИЦК, на конкуренцию не влияет, более того, недовольные компании зачастую и не имели доступа к таким разработкам".

Основатель юридической компании Future Legal Павел Катков призывает независимых разработчиков бороться за права с помощью юриспруденции.

"Это старая проблема. С одной стороны закон, с другой - реальность, в которой конкурсные процедуры порой бывают невозможны или крайне затруднены. Поэтому законодатель ввел право на закупку у единственного поставщика. Если независимым разработчикам не нравится позиция ФАС, Минцифры и Минфина, пусть наймут сильных GR-юристов (Government Relations - взаимодействие с государственной властью), которые будут отстаивать их позицию перед властью и убеждать ее делать послабления. Можно, правда, пожалеть ресурсы и просто говорить, как все не нравится, однако делу это не поможет", - рассказал Павел Катков корреспонденту ComNews.

Генеральный директор АНО "Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом" (НЦК ИСУ) Кирилл Семион считает, что юридической коллизии в разъяснениях ведомств нет.

"Здесь нет коллизии. Федеральный закон № 223 предполагает разные формы организации закупок. Просто заказчик, принимающий решение о неконкурентной процедуре, должен провести ее максимально прозрачно и иметь корректное обоснование решения. Для обеспечения максимальной прозрачности ему необходимо выполнять все требования законодательства и не делать заведомо каких-либо преференций или ограничений. Объективность в принятии решений - это лучшая политика. Чтобы корректно обосновать решение заказчику следует указать конкретные функциональные преимущества и/или особенности выбранного продукта и избегать расплывчатых формулировок", - прокомментировал ситуацию ComNews Кирилл Семион.

Советник генерального директора по юридическим вопросам ГК "Цифра" Андрей Яцков проследил для ComNews историю вопроса: "По итогам Стратегической сессии об импортозамещении ПО в отраслях, которая состоялась 13 сентября 2022 г. президент РФ поручил Минцифры и ФАС представить разъяснения о возможности размещения заказа на ПО у единственного подрядчика на реализацию проектов, одобренных президиумом правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Действительно, тут возникает коллизия, поскольку закупка у единственного поставщика относится к неконкурентным (часть 32 статьи 3 Закона № 223-ФЗ). Вместе с тем, в совместном письме регулятора дана отсылка к порядку, предусмотренному в статье 36 Закона № 223-ФЗ, который предусматривает регулирование в случае введения правительством РФ специальных мер в сфере экономики".

По словам Кирилла Семиона, заказчик также вправе установить в положении о закупке ПО то, что оно будет использовано для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, согласно перечню утвержденного правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий.