"Не очень-то вы щедрые, но мы за экономику"
"Эфир" предлагает построить в Татарстане два завода по утилизации биологических отходов за 300 млн рублей
"130 тысяч рублей за аудит годового отчета ("Татнефтехиминвест-холдинга", — прим. ред.)? — Удивился раис Татарстана Рустам Минниханов скромной цифре. — Аудиторы — это те, кто пишет, что из представленных документов нарушений не нашли, все нормально. И за эту печать мы платим деньги. Это божеская цена", — иронизировал он. Всерьез на заседании совета директоров "ТНХИ-Х" обсуждали, зачем создавать в РТ оператора по утилизации медицинских отходов, выдержат ли морозы водонапорные башни Рожковского из полимерно-композитных материалов и фабрику катализаторов на мощностях Казанского федерального университета. Детали — в репортаже "Реального времени".
"Эфир" готов передать будущему оператору технологию
"Если поддержите нашу технологию, то предлагаю определить в Татарстане единого оператора по утилизации медицинских отходов на базе "Гринты", — сразу изложил возможность конкретного применения собственной разработки гендиректор московской компании "Эфир" Иван Ожгихин. Эта проектная компания выделилась в рамках стратегии реорганизации ГК "Роснано", перейдя под крыло Фонда инфраструктурных и образовательных программ. ФИОП отвечает не только за научно-технологические разработки, но и нацелен на привлечение инвесторов под их внедрение.
Год назад глава компании Иван Ожгихин впервые представил на заседании "ТНХИ-Х" технологии плазмохимической деструкции для утилизации биологически опасных отходов, а теперь предложил инвестиционную схему коммерческого использования. ООО "Эфир", как разработчик-правообладатель плазмохимической деструкции, готов передать будущему оператору технологию, а казанский ИТП "Идея", как дочернее предприятие "Роснано", должен стать инвестором строительства двух заводов по обезвреживанию и утилизации медотходов класса Б и В. Разместить их предлагается в Казани и в Заинске. Мощность каждого — 5 тысяч тонн, а инвестиции в строительство оцениваются в 300 млн рублей.
Экспертизу затянули до марта
Правда, инвестиционная модель пока не может быть запущена в работу, так как разработка не прошла все этапы прохождения регистрации в госорганах РФ. Гендиректор московской компании "Эфир" Иван Ожгихин посетовал, что процесс аккредитации и сертификации слишком затянулся.
"А августе 2023 года Минпромторг РФ рекомендовал включить технологию в реестр наилучших доступных технологий. Но не так быстро все идет, как планировали. Только в ноябре мы сумели пройти слушания по оценке на окружающую среду. И 26 декабря в Росприроднадзор РФ направили все документы для получения Государственной экологической экспертизы", — рассказал он. Оказалось, что сертификация все еще продолжается. 22 февраля этого года прошло еще одно заседание комиссии.
Минниханов: делайте быстрее
Но глава "Эфира" Иван Ожгихин заверил, что получит положительную государственную экологическую экспертизу в марте этого года. А без нее двигаться по инвестиционной карте невозможно. По оценке Ожгихина, тариф на утилизацию медотходов "будет ниже среднего на 7 процентов", а ежегодная экономия составит 62,2 млн рублей. Ежегодно в республике образуется 19 тыс. тонн, а общие затраты на утилизацию составят 839,4 млн рублей. "Отходы класса Б и В считаются самыми заразными", — отметил глава "Эфира" Иван Ожгихин.
Глава республики Рустам Минниханов согласился с тем, что нужно ускоряться. "Я считаю, что этот проект нужен для республики. Как только у вас будет заключение Росприроднадзора — приступайте. Давно обсуждаем — надо запускать проект", — торопил он.
По его словам, в республике образуется много медицинских отходов. "Не знаю, способны ли те компании, которые получают за это деньги, утилизировать как следует. Без этой технологии не обойтись. Это надо сделать", — поставил точку Минниханов.
"Зимой башни замерзают, мы их греем. А как греть полимер?"
"Прочность композитов и толерантность полимеров" — так поэтично представил достоинства водонапорных башен из полимерно-композитных материалов директор по развитию ООО "РусКомПолимер" Олег Лоцман.
"Водонапорные башни Рожновского обеспечивают водой малые населенные пункты. В этом году мы начали выпускать их из полимерно-композитных материалов. Первая башня из пластика поставлена в Татарстане. Жители говорят: "Наконец, мы почувствовали вкус настоящей воды", — расхваливал Лоцман.
— Так, куда можно поехать? — остановил его Минниханов. В Дубъязы? Ох, я узнаю [проверю], — предупредил глава республики.
— Да есть к ним вопросы, — вмешался министр строительства Айзатуллин. — Когда минусовые температуры, башню коробит, изнутри весь пластмасс потрескался. Зимой башни из бетона замерзают, мы их греем. А как погреть полимер? Не знаю, — развел он руками.
Олег Лоцман взялся переубеждать сомневающихся, заявив, что внутри башни есть "ледяная шуба", поэтому греть башню не придется.
В заключение Минниханов призвал не только шире использовать композитные материалы, но и то, что надо снижать цену и стоимость. По его словам, на ТАНЕКО все эстакады построены из композита. "Композиты надо продвигать, мы с этим согласны. Если у вас будут хорошие идеи, то самая лучшая площадка — ОЭЗ "Алабуга", — заключил он.