В 2024 году наибольший спрос у вагоностроителей будут иметь хопперы и цистерны: прогнозы участников рынка
Дорогу хопперам и цистернам
Около 75% рынка вагоностроения сегодня приходятся на четыре компании - ОВК, «РМ Рейл», «Алтайвагон», «Уралвагонзавод». У всех представителей «большой четверки», кроме «Уралвагонзавода», объемы выпуска продукции в прошлом году
.
Эксперты прогнозируют мощности производства вагонов в 2024 году в пределах от 57 до 78 тысяч единиц. В «РМ Рейл» уверены, что этот показатель достигнет 70 тысяч единиц.
Ограничивающими факторами роста продукции названы литейные мощности, выросшая цена на вагоны, высокие ставки лизинга.
«Ключевой спрос будут рождать в 2024 году полувагоны, хопперы и цистерны», - прогнозирует руководитель аналитического направления ООО «УК РМ Рейл» Игорь Головушкин.
Потребность в полувагонах обеспечена, отмечает И. Головушкин, ростом потребностей в полувагонах 25 тс и новыми перевалочными мощностями, для хопперов благодатная почва – рост грузовой базы и увеличение плеча доставки грузов, а для цистерн – также увеличение плеча, но и перераспределение грузовой базы.
Уточняется, что в 2023 году спрос на хопперы уже рос – с 17% до 29% доля в сравнении с 2022 годом. Увеличение также произошло у цистерн и крытых вагонов, а вот полувагоны в 2023 году в сравнении с 2022 получили сокращение, согласно данным «РМ Рейл». Уровень спроса на специализированный подвижной состав остается высоким, но внутри сегмента меняется структура.
Наименьший спрос, пояснил эксперт, идет на узкоспециализированные нишевые продукты, к примеру, на полувагоны для щепы. Но это закономерно и объяснимо тем, что у подобных позиций мало заказчиков, которые закрывают собой все 100% заказа, и им такие позиции нужны не каждый год.
Чтобы выпускать больше, нужен план!
С таким заявлением в продолжение темы мощностей вагоностроителей выступил на форуме исполнительный директор Союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семенов. Он комментирует, что сейчас имеются мощности от 85 до 90 тысяч грузовых вагонов в год (по 10 крупнейшим предприятиям), но максимум, который в последнюю пятилетку выпускали, не превосходит 70-75 тысяч. Одна из важнейших причин дефицита – отсутствие планирования.
«Не только производственное оборудование указывает на производственные мощности, но и кадровый состав. Наши заводы не уверены в завтрашнем дне по той причине, что эксперты говорят, что завтра рынок остановится, вагонов в избытке. А причиной является всего лишь отсутствие долгосрочных контрактов», - считает Е. Семенов.
Период планирования должен быть от 1 до 3 лет: за это время вагоностроительный завод сможет сформировать планы и выпустить партию вагонов.
Если называть причины проблемы недовыпуска вагонов (до рассчитываемых мощностей) кратко и по пунктам, то, по данным «Объединения вагоностроителей», они заключаются также в переориентации предприятий на выполнение гособоронзаказа, и в кадровом составе.