Юристы обнародовали порядок действий при потере или порче посылки и груза

Сломанная хрупкая вещь, которую вы ждали несколько недель, месяцами кружившая по всей стране посылка и в итоге безвестно сгинувшая — с такими проблемами можно столкнуться в любой логистической компании. Итог: испорченное настроение, а порой и потерянные деньги. Товар, конечно, уже не вернуть, но можно получить компенсацию. Как правильно действовать, если посылку или ваш груз транспортная компания потеряла или испортила, и с какими сложностями можно столкнуться в процессе, «Секрету» рассказали юристы. Кто отвечает за сохранность посылок и грузов при перевозке Отношения по перевозке регулируются не только Гражданским кодексом Российской Федерации, но и транспортными уставами, отметил Владислав Варшавский, управляющий партнёр юридической компании «Варшавский и партнёры». Например, если это железнодорожная перевозка, речь идёт об Уставе железнодорожного транспорта РФ. Если автомобильная — об Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Если же перевозка происходит между разными странами, то в отношении неё могут применяться правила международных соглашений и конвенций. На это обстоятельство следует обращать особое внимание в тех случаях, когда посылка повреждена либо утрачена перевозчиком. А если для перевозки груза привлекается экспедитор, то к таким отношениям, помимо Гражданского кодекса РФ, будет применяться ФЗ-87 . Какую ответственность несёт транспортная компания Если человек в момент получения груза обнаружил отсутствие тех или иных позиций либо повреждение товара, он вправе составить акт при участии перевозчика и сделать отметку о составлении акта в накладной. По словам Владимира Кузнецова, для составления акта и оценки повреждений на месте можно пригласить эксперта либо оценить ущерб позже. А после составления акта и проставления об этом отметки в накладной нужно обратиться к транспортной компании с претензией о компенсации убытков в виде стоимости товара. Здесь, по словам Владислава Варшавского, вне зависимости от того, что произошло с грузом (утрата или его повреждение), важно не упустить момент и документально зафиксировать факт утраты или повреждения посылки и при каких обстоятельствах произошло это событие. Другая ошибка, на которую указывает эксперт, — это несоблюдение порядка подачи претензии. Это обязательный этап в спорах по перевозке. Порядок подачи досудебной претензии указан в Уставе конкретного транспорта: железнодорожного, автомобильного и так далее. Если к перевозке привлекали экспедитора, досудебная претензия должна быть подана в течение шести месяцев. Срок исковой давности, как и при перевозке, составляет один год. К любой претензии Владислав Варшавский советует прикладывать документы, подтверждающие обстоятельства повреждения или утраты груза, а также расчёт суммы ущерба. Такие документы должны быть представлены в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. В течение 30 дней перевозчик должен рассмотреть эту претензию и дать ответ. Если транспортная компания отказывается решить вопрос мирно и удовлетворить требование компенсации, получатель груза вправе обратиться с иском в суд. «Суд будет оценивать фактические обстоятельства спора: передачу груза отправителем и его состояние в этот момент (как правило, отправители и перевозчики при передаче груза сверяют количество позиций товара и их состояние), повреждение или утрату груза перевозчиком (например, в результате аварии) и размер убытков», — говорит Владимир Кузнецов. Сложности и нюансы обращения в суд Вне зависимости от того, какая подсудность спора согласована в договоре перевозки, в отношении исков к перевозчикам установлена исключительная подсудность. Такие иски рассматриваются по месту нахождения транспортной компании, отметил Варшавский. А вот в случае с договором транспортной экспедиции, если стороны согласовали договорную подсудность, то иск предъявляется в соответствии с этой договорённостью, если нет, то по месту нахождения ответчика. Большое количество сложностей с решением ситуации в суде, по словам Владислава Варшавского, возникает с тем, что по договору перевозки срок исковой давности сокращённый и составляет один год. На это обстоятельство следует обратить особое внимание. Спорная ситуация может возникнуть в случае международной перевозки и невозможности доставки груза, например, из-за санкций. В некоторых случаях суды признают такие обстоятельства непреодолимыми и освобождают перевозчика от ответственности. Но иногда и удовлетворяют требования получателя груза, уточнил Кузнецов. В качестве общей рекомендации юристы советуют не затягивать с подачей претензии и иска при утере или порче груза. В зависимости от вида транспорта сроки предъявления претензии могут быть сильно ограниченными.

Юристы обнародовали порядок действий при потере или порче посылки и груза
© Секрет Фирмы