Войти в почту

Дайте воды в Синюшкин колодец!

Жители поселка Зюзельский, расположенного в четырех километрах от города Полевского, потребовали отозвать лицензию на разработку недр у компании "Железянский рудник", осваивающей по соседству крупное месторождение строительного камня. По их мнению, разработка месторождения "убьет" речку Железянку, питающую водой поселковый питьевой пруд. Компания, вроде, обещает построить для поселка новый водовод, но этим обещаниям больше 15 лет.

Дайте воды в Синюшкин колодец!
© РИА Новости

Зюзельский известен по бажовским сказам про бабку Синюшку и Хозяйку Медной горы. Знаменитая Азов-гора, воспетая писателем, всего в двух с половиной километрах от границ поселка. В разные годы здесь добывали золото, медную и железную руду. Теперь пришло время извлечения андезитовых и базальтовых порфиритов, проще говоря, строительного камня.

"Железянское месторождение строительного камня изначально предназначалось для отсыпки дамбы шламохранилища Полевского криолитового завода, – рассказал "Уралинформбюро" зампредседателя ТОС "Мое село" Александр Чистяков. – После закрытия завода (объявлен банкротом в 2018 году – прим. ред.) на это месторождение "положил глаз" предприниматель Гаджи Абдулкаримов (директор ООО "Железянский рудник"). В 2006 году он получил лицензию областного Минприроды на разведку и добычу полезных ископаемых. Однако для старта работ требовалось согласие местной администрации. Тогдашний глава Полевского Виктор Рейтер выставил условие, что согласует выдачу лицензии при условии обеспечения питьевой водой жителей поселка Зюзельский. Прошло 18 лет – ничего не сделано".

Улица Ленина в поселке Зюзельском. Фото: "Яндекс. Панорамы"

Вопрос воды – ключевой. Поселок питается водой из Верхне-Железянского пруда в Зюзельском и подземных скважин. За годы эксплуатации пруд изрядно обмелел, накопительные водные резервуары забились илом, в скважинах упал уровень воды – она стала непригодной для питья. Местные жители винят в этом засуху последних лет, но не только. По словам Чистякова, при подготовке площадки для каменоломни было вырублено 33 гектара защитных лесов, которые перевели в "эксплуатационные". Зюзельчане уверены, что эти вырубки нарушили баланс подземных вод – их крупное месторождение частично пересекается с площадкой будущего карьера.

А куда будут сбрасываться грязные воды с рудника? Гидрогеологическое заключение по участку, выданное в августе 2006 года агентством "Уралнедра", дает на этот вопрос весьма обтекаемый ответ: "за пределы перспективного водозаборного участка... в северном направлении". Но это не директива, а всего лишь рекомендация. А в реальности вариантов два: либо в речку Гремиху (для этого придется тянуть от карьера километровый трубопровод), либо в речку Железянку, из которой вода идет прямиком в Верхне-Железянский пруд. А дальше по течению грязь пойдет в Северский пруд, из него речка Северушка течет в Верхне-Макаровское водохранилище, из которого пьет Екатеринбург, уверен Чистяков.

Судя по схеме, карьер захватит часть участка с подземными водами, в которых так нуждается Зюзельский. Схема: гидрогеологическое заключение 2006 года

Помнят ли в "Железянском руднике" о своем обещании построить для поселка новые сети водоснабжения? Судя по сайту компании – да. Но чтобы построить водовод, нужны деньги за счет добычи щебня. Приступить к добыче можно с горноотводным актом, который определяет точную площадь будущих работ. Он был разработан и утвержден Уральским управлением Ростехнадзора в 2013 году, однако областная, а затем и Генеральная прокуратура РФ обнаружили в нем множество нарушений и нестыковок – его аннулировали.

Компания попыталась оспорить решение в суде. В ходе разбирательства выявилась чехарда с площадью будущего карьера. Так, в лицензии 2006 года площадь составляла 50 гектаров в четырех кварталах Полевского лесничества (ныне Полевское участковое лесничество ГУСО "Сысертское лесничество"). А в горноотводном акте, значилось 110 гектаров, причем без технико-экономического обоснования прироста.

Судя по этим цифрам, финансовое состояние компании далеко не "безоблачно". Таблица: Rusprofile

Суд "Железянский рудник" проиграл, но спустя некоторое время сумел оформить в Ростехнадзоре новый горноотводный акт площадью 71 гектар. По мнению жителей Зюзельского, изложенному в письме областному прокурору Борису Крылову (имеется в распоряжении редакции), этот документ весьма сомнителен. Закон "О недрах" требует, чтобы сначала был утвержден проект разработки месторождения, и уже потом горноотводный акт. Здесь же вышло с точностью до наоборот: сначала акт, и только спустя год появился проект разработки Железянской базальтовой "кладовой".

Но самый неприятный сюрприз ждал Зюзельский впереди. В 2022 году "Железянский рудник" оформил в Ростехнадзоре новую лицензию, в которой, среди прочего, допускается ведение на карьере взрывных работ, хотя в первой редакции проекта речь шла только об экскаваторах с гидромолотом. Причина замены: базальт – слишком прочная порода, "щадящими" способами ее добыть нереально.

Фото: сайт ООО "Железянский рудник"

Раз без взрывов не обойтись – на руднике должны быть более строгие требования промышленной безопасности и экологии. А, по словам Александра Чистякова, сегодня границы участка, отведенного под карьер, находятся, всего в 550 метрах от жилых домов Зюзельского, хотя в лицензии 2006 года прописано расстояние в 2 километра. Базальтовые осколки до поселка при взрыве, возможно, и не долетят (хотя кто даст стопроцентную гарантию?), а вот ударная волна – запросто. "Во всех справочниках указывается безопасное расстояние по разбросу кусков породы при взрыве минимально 300 метров, воздействие ударной волны – около 600", – отмечает собеседник агентства.

Своими тревогами жители Зюзельского поделились на недавнем сходе с главой Полевского ГО Константином Поспеловым. Реакция чиновника их обескуражила: по словам руководителя муниципалитета (видеозапись встречи имеется в распоряжении редакции), он никак не может повлиять на ситуацию.

"Я не имею права отвечать, это не моя зона ответственности. Я не понимаю, почему этот вопрос постоянно "тормошат", целесообразней его обсуждать с руководством карьера, а также с людьми, в чьи обязанности входит разрешать или не разрешать строительство таких производств", - заявил он. По словам главы, вырубку леса он запретить тоже не в силах: это федеральная земля.

Сход жителей поселка Зюзельский. Скриншот с видео

Пытаясь успокоить жителей поселка, Поспелов пообещал решить вопрос с водой… но не ранее чем через 8-10 лет. Примерно столько времени уйдет на разработку и ввод в эксплуатацию месторождения подземных вод "Чусовское-2", расположенного на значительном отдалении от Зюзельского. Это при том, что всего в четырех километрах от поселка находится уже разведанное месторождение - Гремихинский участок водозабора подземных вод, запасов которого хватит не только на поселок, но и на южную часть Полевского.

Зюзельчане видят только один выход из создавшейся ситуации – отзыв лицензии у "Железянского рудника". Ведь, как уже было сказано, строительство водовода было обязательным условием для разработки карьера.

Реакция со стороны "Железянского рудника" оказалась весьма оперативной. Как сообщается на сайте компании, 5 февраля состоялась встреча Абдулкаримова с главой Полевского. По ее итогам было принято решение заняться вопросом обеспечения поселка водой, начав разработку Гремихинского водозабора.

Представители компании и администрации Полевского ГО обсуждают перспективы разработки Гремихинского водозабора. Фото: сайт ООО "Железянский рудник"

В беседе с корреспондентом "Уралинформбюро" директор рудника Гаджи Абдулкаримов заверил, что проектирование водовода уже стартовало: "Самый глобальный вопрос который население волнует – обеспечение водой. Мы разослали запросы в Уралнедра, Минприроды Свердловской области и администрацию Полевского по исходным данным и координатам скважин, которые были разведаны ранее. Там идет ЛЭП, и если попадем в защитные леса, мы их попросим перевести в эксплуатационные. При этом свою работу по добыче камня мы еще не начали, ни килограмма не добыли. А поселком занимаемся в первоочередном порядке и опережающими темпами. Мы уже дорогу построили асфальтированную, площадку под ФАП, ремонт школы сделали, клуба, участвовали в строительстве памятника горнякам".

"Да, дорога заасфальтирована на участке 1,7 километра, но она идет на карьер, "Железянский рудник" делал ее для себя, для своего транспорта, при этом в поселке имеются более нуждающиеся в ремонте дороги, - парирует Александр Чистяков. - А с водой они зашевелились после того, как мы инициировали процедуру отзыва лицензии. Вопрос: а где же они были все эти годы?"

По его словам, любой карьер, на котором ведется добыча общестроительных материалов при помощи взрыва, относится к 3-му классу опасности, поэтому вся проектная документация обязана пройти Главгосэкспертизу. В Зюзельском уверены, что у "Железянского рудника" такой экспертизы нет. По словам Абдулкаримова, проект прошел некую "независимую экологическую экспертизу под контролем правительства Свердловской области и главы Полевского Александра Ковалева" (глава Полевского ГО в 2013-2017 годах, ныне заместитель управляющего администрацией Западного управленческого округа Свердловской области – прим. ред.).

"Никакой независимой экспертизы я не видел, поэтому и не подписал тогда соглашение, - заявил Ковалев корреспонденту "Уралинформбюро". - А проект карьера был закрыт тогдашним председателем правительства области Денисом Паслером на общем сходе жителей поселка, после того, как население в ходе опроса полностью проголосовало против него. Паслер, приехав на территорию, сказал "Карьера не будет". Позже мы выиграли суды у Абдулкаримова. А что было дальше, я комментировать не могу, хотя и продолжаю мониторить ситуацию. Все вопросы к Минприроды и правительству области".

Евгений СУСОРОВ