Депутат о последствиях ухода западных компаний: «Дефицита у нас нет»
«Конечно, решения европейских компаний основаны на политике, на том, насколько внимательно они прислушиваются к посылам своих юрисдикций, посылам европейских политических кругов. У каждой страны Евросоюза есть свое отношение к санкциям. Несмотря на общее санкционное давление, каждая страна все-таки посылает сигналы своим бизнесменам, предпринимательским кругам, насколько жестко реагировать на введенные санкции. Ведь с учетом того, что российский рынок для многих европейских компаний являлся если не главным, то одним из приоритетных. Мы видим, что не так уж много компаний ушло, а многие продолжают так или иначе работать с российским рынком. Российским потребителям, конечно, нельзя исключать, что в дальнейшем санкционная политика будет ужесточаться и вторичные санкции будут применяться чаще. Поэтому нельзя говорить о том, что мы имеем уже конечный результат. Может быть, какие-то компании еще будут вынуждены закрыть свое представительство и не продавать официально те бренды, которые привычны для россиян. Также может произойти ребрендинг или измениться система поставок. Кроме того, важно учитывать: экономика не терпит вакуума. Ушедшие западные компании освобождают место для других игроков рынка. Российский бизнес заполняет эти пространства, этот вакуум. Организовываются и другие консорциумы вместе с новыми партнерами за рубежом. Поэтому нельзя однозначно негативно оценивать уход европейских компаний. Мы видим, что за период с момента введения санкций наши магазины предлагают всю ту же номенклатуру потребительских товаров, которая была до этого. Да, может быть, меняются названия, меняются производители, но никто из россиян не чувствует какого-то особого дефицита». Фото: ФедералПресс / Мария Гридина